Пандемия коронавируса стала причиной глубочайшей рецессии в мировой экономике, что непременно скажется на значительном падении уровня доходов населения во всем мире, эта беда не обойдет стороной и страны Центральной Азии. Такой неутешительный прогноз сделали эксперты Всемирного банка в ходе брифинга «COVID-19 в Центральной Азии: бедность и социально-экономические последствия», прошедшего в онлайн формате . 

Глубже некуда

По мнению руководителя проектов Всемирного банка (ВБ) по вопросам бедности и равенства в Центральной Азии Уильяма Зейтца, рецессия мировой экономики в результате пандемии COVID стала самой глубокой со времен «Великой депрессии» или Второй мировой войны.

«Но если сфокусироваться на состоянии домохозяйств и уровне их доходов – то это будет самый большой спад за последние 150 лет. Что касается крайней бедности (доход $1,9 на человека в день), мы видим, что произойдет ее увеличение на несколько миллионов человек», — отметил Зейц.

Но крайняя бедность, по его словам, не широко распространена в Центральной Азии. Прогноз увеличения бедноты в ЦА специалисты ВБ строят по двум показателям: низкий средний доход ($3,2 на человека в день) и высокий средний ($5,5 на человека в день).

«Согласно первого порога, мы ожидаем, что дополнительно 1,46 млн человек окажется в зоне бедности в 2020 году. Если использовать второй порог – в зоне бедности окажется дополнительно 2,63 млн жителей ЦА. В любом случае – это значительный показатель», —  уточнил эксперт.

Работа не кормит

Говоря о том, что оказывает самое значительное влияние на формирование бедноты, Зейтц выделил состояние на рынке труда.

«Например, в Узбекистане количество открытых публикуемых вакансий сократилось с докризисными показателями на 75% (в отдельных отраслях — на 90%). В Казахстане этот показатель ниже, чем в других странах ЦА – в среднем 37%, но в таких секторах занятости, как торговля, фармацевтика и СМИ, он достигает 50%. И если сокращение количества вакансий прогрессирует, это говорит о глубокой рецессии и более длительном этапе восстановления экономики», — считает Зейтц.

Вместе с этим, говоря о восстановлении доходов домохозяйств, он полагает, что традиционные элементы госполитики, которые работают через программы занятости, не ведут к положительному результату, потому что людям небезопасно выходить на работу, и госполитика как раз и ограничивает скопление людей.

Поэтому, по его мнению, сегодня государствам необходимо сделать акцент на таких мерах поддержки, как сокращение налогообложения и выделение денежной помощи. По мере того, как ситуация будет изменяться и люди смогут безопасно вернуться к работе, это откроет двери для оказания других форм реагирования. Восстановление и поддержку рынка труда он назвал долгосрочным проектом. 

Но только увеличение занятости и восстановление ситуации на рынке труда не будут означать восстановления уровня доходов домохозяйств. Необходимы программы социальной помощи в среднесрочном периоде.

«Конечно, рекомендация общая, но она звучит таким образом, что при сокращении доходов бюджетов необходимо сохранять и фондировать программы социальной помощи и планомерно их реформировать», — заключил эксперт.

Заграница нам поможет

В свою очередь региональный директор ВБ по ЦА Лилия Бурунчук сообщила, что ВБ уже направил порядка $400 млн в виде грантов и кредитов странам ЦА для преодоления последствий, связанных с пандемией COVID-19.

«Всего же по программам помощи в ЦА ВБ приближается к $10 млрд. Если разбить программы по направлениям, то на инвестиции в человека и его будущее (образование, здравоохранения, соцподдержка) направлено $800 млн, на экономическое развитие —  $3,5 млрд, на рост производительности и инновации — $450 млн, на расширение возможностей трудоустройства — $1,9 млрд, на повышение качества услуг для населения — $2 млрд, для ликвидации последствий стихийных бедствий и изменения климата — $200 млн. Эти проекты стартовали пять лет и три года назад, есть, которые были запущены совсем недавно, но они все действующие», — уточнила директор.

Остановившись непосредственно на Казахстане, она рассказала, что ВБ реализует в стране два проекта в сфере поддержки деловой активности.

«Один из них направлен на стимулирование инноваций, который предоставляет грантовое финансирование для технологических стартапов в целях продвижения наукоемких продуктов, с участием МСБ. Второй помогает МСБ по ряду направлений, например, мы поддерживаем производителей товаров и услуг, которые могли бы быть интересны международным компаниям. Тут у нас предусмотрено обучение, консультация предпринимателей, финансирование для получения различных международных сертификаций», — добавила Бурунчук.

Отвечая на вопрос о сроках восстановления экономики в странах ЦА, представитель ВБ отметила сложность прогнозирования в этой области.

«Пандемия стала серьезным шоком и привела к резкому спаду в экономике. Согласно нашему базовому прогнозу, в 2020 году ожидается сокращение мирового ВВП на 5,2%, для стран ЦА этот показатель составляет 1,7%. На следующий год мы пока прогнозируем рост, но ситуация может измениться, потому что могут быть новые волны пандемии», — предупредила Бурунчук.

По ее словам, в большинстве развивающихся стран кризис будет иметь серьезные последствия, и приоритетами в госполитике должны стать меры, направленные на смягчение кризисных явлений для людей и на сокращение экономического ущерба.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.