Home Анализ После нас хоть потоп?

После нас хоть потоп?

Фирма Талгата Ахметова собирается строить в Павлодаре завод по производству кальцинированной соды с допотопной технологией позапрошлого века. На одну тонну готовой продукции он будет выдавать более десяти тонн опасных отходов. Больше всего экологов возмущает то, что будущее предприятие ежегодно будет забирать из Иртыша два с половиной миллиона (!) кубометров чистой воды. Причем безвозвратно – неочищенные стоки инвестор планирует сбрасывать за ненадобностью в промышленный накопитель.  

Когда в свое время китайцы заявили о планах строительства канала, чтобы забрать часть водостока Черного Иртыша и направить его в засушливые северо-восточные регионы Синьцзян-Уйгурского автономного района, в нашей стране только ленивый не кричал о грозящей нам угрозе. Экологи, политики, культурные деятели и просто патриоты любили при каждом удобном случае обвинить соседей в коварстве, намерении обезводить трансграничную реку и погубить казахстанскую экономику.

В бассейне Иртыша на территории Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей проживает в общей сложности почти два миллиона человек, здесь расположены стратегически важные для всего Казахстана предприятия металлургии и электроэнергетики. Громкие и авторитетные голоса любят напомнить о том, что наша страна вододефицитная, что пресная вода – важнейший стратегический ресурс третьего тысячелетия, поважнее нефти и урана. Но за всей этой громкой риторикой у нас не слишком любят замечать собственного варварского отношения к окружающей среде и гидроресурсам.

Одним из примеров откровенно потребительского отношения к природе может стать завод по производству кальцинированной соды, который планируют построить в Павлодаре.

Кальцинированная сода широко используется в металлургии, химической, атомной отраслях, а также при производстве стекла. В год в Казахстане потребляется до 450 тысяч тонн соды и вся она импортируется, в основном из России. Видимо, из-за экономического кризиса и девальвации тенге закупать этот продукт стало накладно, и потому появился инвестор предложивший наладить собственное производство более дешевой соды из местного сырья (для производства соды предлагается использовать расположенные в Павлодарской области соленые озера и месторождения известняка).

Что примечательно, инвестором выступило ТОО «Павлодар-сода», принадлежащее сыну экс-премьера и нынешнего акима ВКО — Талгату Даниаловичу Ахметову. На днях в Павлодаре состоялись уже вторые общественные слушания по обсуждению предварительной Оценки воздействия на окружающую среду технико-экономического обоснования строительства завода мощностью 200 тысяч тонн кальцинированной соды в год.

Первые слушания прошли в начале 2019 года, и предложенный фирмой Талгата Ахметова проект получил отрицательную оценку независимых экологов и общественников. Те указали на целый ряд негативных факторов.

В первую очередь, критике подверглась предложенная технология производства (аммиачный метод Сольве), требующая огромных затрат чистой воды. Кроме того, опасной была признана схема утилизации промышленных стоков — после производственного цикла воду предлагалось без очистки (а это концентрированный солевой раствор) сбрасывать в искусственный накопитель Былкылдак, в который в долгие годы сбрасывал содержащие ртуть промстоки Павлодарский химзавод.

В итоге руководство ТОО «Павлодар-сода» пообещало внести изменения в проект, и на днях управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области провело в режиме онлайн повторные слушания по предОВОС ТЭО (это обязательная процедура, без которой невозможно получить положительное заключение экологической экспертизы на сам проект строительства).

В новой версии проекта всего одно отличие от прежнего документа – местом сброса промышленных стоков вместо озера Былкылдак теперь указан накопитель Павлодарского нефтехимзавода Сарымсак. Все остальные параметры предлагаемого завода остались прежними. Инвестор также предлагает добывать соду из поваренной соли аммиачным методом, разработанным бельгийским химиком Эрнестом Сольве в далеком 1861 году.

Производство требует большого объема водопотребления – до 2,5 млн кубометров воды в год. В ходе эксплуатации помимо промышленных стоков (до 2 млн кубометров) ежегодно будут производиться твердые промышленные отходы до 20 тысяч тонн и эмиссии в атмосферный воздух порядка 1200 тонн. Итого, на одну тонну готовой продукции придется десять тонн опасных отходов.

При этом экономический и социальный эффект от строительства завода выглядит несоразмерным негативному воздействию, которое он окажет на окружающую среду. Объем инвестиций при строительстве предприятия составит 77 млрд тенге, а новых рабочих мест на нем будет создано – 243. Для сравнения: Китай забирает из Черного Иртыша через канал точно такой же объем воды (2,5 кубокилометра), но обеспечивает ею полумиллионное население города Карамай, близлежащие сельские окрестности и все нефтехимические предприятия там расположенные.

Между тем, в ходе презентации проекта технический директор ТОО «Павлодар Сода» Амантай Сабитов всячески уверял участников слушаний в том, что выбранный ими метод производства соды самый эффективный, наиболее коммерчески привлекательный (видимо, это ключевой аргумент) и абсолютно безопасный. В подтверждение этого он охотно демонстрировал фотографии аналогичных предприятий в городах Германии, Франции, Болгарии и Турции, где производственные цеха расположены всего в 60 метрах от жилых домов.

В Павлодаре же по предлагаемому проекту от площадки будущего завода до селитебной зоны более 5 километров. Разработчики даже разбили производство на две составные части — сам завод, который они отнесли к объектам 2-ой категории опасности, и площадки для размещения промотходов, с 1-ой категорией опасности. Благодаря этой хитрости инвестору для запуска завода не требуется положительного заключения государственной экологической экспертизы (таковую проходят только объекты 1-ой категории экологической опасности) – для этого достаточно заключения вневедомственной экспертизы, которую за деньги можно заказать у любой частной фирмы имеющей соответствующую лицензию.

Подобные манипуляции с техническими параметрами сильно возмутили павлодарских экологов-общественников.

Руководитель ОО «ЭКОМ» Светлана Могилюк потребовала, чтобы производство оценивалось по 1-ому классу опасности и проходило через обязательную государственную экоэкспертизу. Также она заявила об угрозах применения старой технологии и ее несоответствии концепции устойчивого развития, которая во главу угла ставит вопросы обеспечения экологической безопасности. В случае с заводом кальцинированной соды все как раз наоборот – на первом месте стоит выгода инвестора.

«Вы собираетесь забирать более 2,3 кубических километров воды. Это десятая часть водостока Иртыша, — подчеркнула эколог. — Мы сейчас говорим о том, что у нас должны быть «зеленые технологии», что у нас страна вододефицитная и при этом мы собираемся одну десятую часть водостока тратить на производство соды, выливать его в Сарымсак. Мы еще на слушаниях в 2019 году вам говорили, что эта технология Сольве неприемлема. А вы опять нам ту же технологию предлагаете. И показываете картинки из Германии, что вообще не аргумент».

Аналогичного мнения придерживается директор регионального корпоративного фонда «Центр компетенций по экологическим технологиям» Ахан Омирбек. По его словам, предложенная схема сброса промышленных стоков в накопитель Сарымсак может привести к экологической катастрофе. Сегодня это искусственное озеро покрыто маслянистой пленкой (в него сбрасывает свои отходы ПНХЗ), и ожидаемого испарения влаги в нем не будет. Накопитель быстро переполнится, и зараженные солевые стоки по рельефу местности неминуемо попадут в Иртыш, что приведет к международному скандалу, уверен ученый. Открывать завод с подобной технологией — откровенная авантюра.

«Из всех видов технологий они выбрали самую древнюю, которая существует. Сегодня все в мире работают на безводной технологии. Инвесторы же решили применить именно метод Сольве, который требует колоссального количества воды. Все заводы промышленной зоны Павлодара столько не потребляют воды, сколько будет потреблять предлагаемое предприятие, мелкое и по размерам инвестиций, и по числу занятых на нем сотрудников. Я лично категорически против этой технологии, потому что мне жалко Иртыш. Они хотят его погубить. Китайцы в верховьях меньше воды забирают, чем этот завод небольшой. А все из-за жадности. Они не хотят тратиться на более прогрессивные технологии. Причем этого они не скрывают и пишут, что выбор технологии обусловлен дешевизной», — прокомментировал он планы ТОО «Павлодар Сода».

Управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области, учитывая шквал критики в адрес инвестора и проектировщиков предлагаемого завода кальцинированной соды, поспешили заявить, что слушания по предОВОС признаны несостоявшимися. И, видимо, чтобы успокоить жителей, пообещали, что повторное обсуждение проекта состоится после его корректировки с учетом высказанных замечаний.

Однако павлодарцы не очень-то верят в подобные обещания. В местных пабликах и социальных сетях пишут, что к площадке строительства будущего завода уже спешно прокладывают инженерные коммуникации. Видимо, собственник ТОО «Павлодар Сода» абсолютно уверен в успехе своего коммерческого начинания. 

1 COMMENT

  1. зачем травить город где выросли их предки. Все им мало. че за алчность.повлодар соль. павлодар хлеб. лучшая гостиница иртыш. лкчшиц ресторан иртыш. картофельные поля. асф.заводы.
    революцич неизбежна!!!

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version