Home Контекст Диалоги глухих и немых

Диалоги глухих и немых

Анонсировано новое послание президента, с которым он выступит на совместном заседании обеих палат парламента 1 сентября. В самый раз вспомнить про предыдущее послание Касым-Жомарта Токаева, в котором он пообещал создать в Казахстане «слышащее государство» и призвал чиновников повернутся лицом к простым гражданам, чтобы они наконец услышали их проблемы. После этого министры и акимы, словно заведенные, кинулись рассуждать о важности общественного диалога и усиленно искать каналы обратной связи с народом. Вот только непонятно, что им всем раньше мешало слышать людей.

Ровно год назад Касым-Жомарт Токаев обратился к народу и парламенту со своим первым посланием на посту главы государства. Называлось оно, если кто уже подзабыл,  «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». Выступление было целиком посвящено вопросам либерализации политической системы. Каждая строчка документа бурлила демократией и гуманизмом, будоражила воображение и порождала надежды на лучшую жизнь не в 2050 году, а здесь и сейчас.

Человеку свойственно верить в лучшее. Такова его природа. Мы когда-то верили в социализм с человеческим лицом, потом поверили в капитализм и рыночное изобилие. А в сентябре 2019 года нас призвали верить в «слышащее государство».

Цитата из токаевского послания:

«Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство…. В Администрации Президента создан отдел, который будет следить за качеством рассмотрения госорганами обращений граждан, принимать по ним оперативные меры. Зачастую люди вынуждены обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах».

Вроде бы все правильно сказано, по делу. Исполнительность госчиновников, как всегда, оказалась на высоком уровне. По регионам сразу же помчались ответственные делегации и пропагандистские группы, чтобы до каждого казахстанца донести и разжевать каждую букву президентского спича. На встречах с общественностью министры и депутаты парламента во всех красках рисовали это самое «слышащее государство», убедительно рассказывая о том, как оно будет эффективно устроено. Все, мол, будет замечательно — каждая жалоба, каждый стон недовольства, каждый вздох обиженного гражданин будет пойман и учтен чувствительными рецепторами государства. И на каждую просьбу будет дан ответ, помогут всем, никого не обделят. Государство ведь для этого и существует. А иначе зачем оно нужно вообще?

Вслед за правительственными чиновниками и депутатами лицом к своим жителям мгновенно развернулись местные власти. В акиматах появились единые call-центры по приему жалоб от населения и отделы, надзирающие за тем, как все прочие отделы (ЖКХ, соцзащиты, образования, жилинспекции и проч.) рассматривают поступающие от граждан обращения. На официальных сайтах местных акиматов появились графики личных приемов и бодрые новостные  репортажи о том, как местные начальники встречаются с врачами, учителями, инвалидами, как общаются с народом через социальные сети. В общем, ведут этот самый, как его бишь…, диалог.

Слушая все эти рассуждения и обещания, невольно задаешься вопросом – а в чем, собственно, проблема? Чего это государство так срочно ринулось искать каналы обратной связи с народом? Неужели раньше оно никого не слышало? Или прежние каналы обратной связи испортились?

Если взглянуть на историю современного Казахстана, то мы увидим, что государство постоянно призывало общество к конструктивному диалогу и постоянно оставалось глухим к своим гражданам. Оно постоянно искало каналы обратной связи и создавало под этим предлогом какие-то немыслимые бюрократические конструкции и неповоротливые механизмы.

Ради демократии и диалога у нас дважды меняли Конституцию, после чего последний ее вариант многократно переписывали и переделывали под потребности одного конкретного человека. И чем сильнее шел перекос в сторону авторитаризма, чем сильнее было недовольство людей, тем громче звучали призывы государственных мужей к диалогу. Тем громче они обещали проведение демократических преобразований.

Двадцать лет у нас создаются всевозможные национальные комиссии по демократизации, развитию и улучшению всего и вся. Одна комиссия сменяет другую — и так без конца. Прибавьте к этому массу совещательных органов – наблюдательные, экспертные и общественные советы при министерствах, агентствах, областных и городских акиматах. Чем не каналы обратной связи?

Наконец, пора бы вспомнить, что у нас имеются конституционные механизмы для широкого общественного диалога – парламент и маслихаты. Есть политические партии – главные политические инструменты, посредством которых граждане в нормальной стране добиваются учета свои политических, социальных и экономических интересов. Все ведь банально просто. Граждане, объединенные по своим интересам в разные партии, участвуют в общенациональном диалоге посредством честных и конкурентных выборов (базовый механизм демократии). Партии формируют представительные органы власти, и уже те в свою очередь определяют цели и задачи дальнейшего развития города/региона/страны.

То есть, казалось бы, есть все для диалога. Есть даже Ассамблея народов Казахстана с многочисленными филиалами, немалыми штатами и неплохим финансированием. Для диалога существуют гарантированные Конституцией права — на свободу слова, собраний и мирных шествий. А диалога все нет.

Казалось бы, чего уж проще – разрешить людям свободно выражать свои идеи, проводить демонстрации, объединяться в партии (не принудительно, а по собственному желанию), проводить прозрачные выборы. И будет вам и диалог, и обратная связь, и весь спектр общественных настроений….

Но мы имеем то, что имеем. Когда ручная демократия, когда фейковые партии и выборы без выбора, когда несменяемая власть бронзовеет и обретает собственный Пантеон, то государство слышащим быть не может по определению.

Призывы к общественному диалогу и обещания демократических реформ —  это всего лишь пустые слова, привычный ритуал без содержания. Ставшая независимой от граждан власть хочет слышать лишь себя, любимую. Власть говорит, народ – внемлет. Такова несложная картина чиновничьего мироздания.

Российский философ и колумнист «Новой газеты» Анатолий Яковлев дал интересное объяснение тому психическому состоянию, в котором мы оказались (Россия и Казахстан в этом плане весьма схожи). Он назвал его экзистенциализмом, или, чтобы было понятнее, биполярным расстройством. Это состояние, при котором человек ничему не верит и ни на что не надеется, поскольку думает, что находится среди вещей, которые, как и он сам, на самом деле не существуют, а если и существуют, то лишь в горизонте небытия.


«Иногда люди просыпаются утром и вдруг замечают, что их окружают странные вещи. Прямо как нас. Конституция есть, но ее нет. Законы есть, но их нет. Моральные принципы есть, но их нет. Парламент есть, но его нет. Премьер есть, но его нет. Демократия есть, но ее нет. Выборы есть, но их нет. Свобода слова есть, но ее нет. Права человека есть, но их нет. Тайна личной жизни есть, но ее нет. Здравоохранение есть, но его нет. Пенсии есть, но их нет. Нищие есть, но их нет…» — пишет автор.


Его утверждения о настигшей общество биполярной шизофрении наверное не бесспорны, но логика в них есть. А по мне, так лучше и не скажешь.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version