Home Анализ За партией Мамая стоит Кажегельдин? Версия

За партией Мамая стоит Кажегельдин? Версия

0

16 октября 2019 года в Алматы объявили о намерении создать новую политическую партию, причем демократического толка. Глашатаями инициативы стали журналист Жанболат Мамай, общественный деятель Толеген Жукеев и правозащитник Сергей Дуванов, а само действо происходило в помещении Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ) и в прямом эфире социальных сетей.

В заявлении «О создании Демократической партии Казахстана», которое можно найти в Интернете, в частности на странице Жанболата Мамая в Facebook, наше внимание привлекли следующие моменты:

  • декларация о том, что инициаторы хотят создать партию, легитимный и эффективный инструмент участия в политической жизни страны, способный помочь демократически ориентированным казахстанцам объединить усилия и изменить нынешнюю негативную ситуацию;
  • важнейшими задачами будущей партии инициаторы считают   ликвидацию политической монополии на власть, тотальной коррупции, культа личности и компрадорского характера бизнеса и власти;
  • первоочередной задачей будущей демократической партии является участие в парламентских, а затем и президентских выборах.

Из выделенных нами пассажей следует, что инициаторы создания Демократической партии рассчитывают получить поддержку со стороны казахстанцев, проголосовавших на последних досрочных президентских выборах за Амиржана Косанова. Мы полагаем, что эти расчеты вполне обоснованы, поскольку протестные настроения в Казахстане растут, но при этом подавляющее большинство протестантов отнюдь не готово выходить на улицу и сталкиваться лоб в лоб с силовиками.

В социальных сетях внутриполитическая инициатива Мамая и Дуванова уже активно обсуждается. При этом многие сомневаются в том, что учредительный съезд новоявленной структуры состоится, что ее организаторы смогут набрать требуемые законом 40 тысяч членов,  что партия будет зарегистрирована органами юстиции, а также сможет найти достаточно спонсоров, чтобы обеспечить функционирование в течение продолжительного периода времени. Ну и, конечно, вероятность того, что будущую Демпартию допустят к участию в следующих парламентских выборах.

По нашей оценке, если бы инициатива по созданию партии демократического толка была озвучена год или два назад, то шансов на успех у нее точно бы не было. Но сейчас в Казахстане иные времена, поэтому появление политической партии, которая обещает действовать в легитимном поле, вполне соответствует интересам властей, причем как Акорды, так и «Библиотеки».

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что главным спикером на мероприятии 16 октября был Жанболат Мамай, которого бывший лидер ОСДП Ермурат Бапи хотел поставить вместо себя.

Этот факт, равно как и участие в пресс-конференции в качестве одного из инициаторов создания Демократической партии Казахстана правозащитника Сергея Дуванова, дают основание для предположения  о том, что к этому проекту так или иначе приложил руку Акежан Кажегельдин.

Насколько эта версия обоснована, покажет время. Но с учетом нынешних внутриполитических раскладов причастность бывшего премьер-министра РК к этому проекту с точки зрения его «выживаемости» и реализуемости, по нашему мнению,  скорее плюс, чем минус. Хотя бы потому, что Кажегельдин, будучи наряду с Нурсултаном Назарбаевым одним из двух главных действующих лиц так называемого «Казахгейта», вполне договороспособен.

Об этом свидетельствует история его противостояния с Акордой, весьма извилистая.  Плюс  личные контакты и телефонные разговоры казахстанцев с Кажегельдиным, равно как и получение от него денег, не влекут за собой репрессий со стороны властей, как это происходит в отношении сторонников Аблязова. Да и появление легальной альтернативы последнему внутри страны — точно в интересах властей.

Поэтому рискнем предположить, что новая политическая партия под руководством Жанболата Мамая  и, возможно, Толегена Жукеева в качестве сопредседателя (Сергей Дуванов скорее всего уклонится от занятия каких-либо управленческих позиций), как минимум, сможет провести учредительный съезд. Но вот дальше многое будет зависеть от самих инициаторов идеи — смогут ли они собрать 40 тысяч заявлений о готовности стать членами Демократической партии Казахстана или нет? Ведь даже если данная инициатива как-то согласована с властями, то вряд ли последние будут помогать в таком чувствительном вопросе, как привлечение партийцев. 

В любом случае появление новой «оппозиционной» политической структуры в Казахстане это плюс. Другое дело, что если она «состоится», то ОСДП окажется под угрозой ликвидации. И спасти ее может только вмешательство каких-либо элитных групп или кланов. Мы затрудняемся предсказать, кто может рискнуть, но очевидно, что это должны быть крупные «игроки», вроде Булата Утемуратова, располагающие одновременно и политическим влиянием, и крупными состояниями, и умением маневрировать в узком пространстве.

В завершение хотим подчеркнуть, что первоочередные меры, которые, по мнению инициаторов создания Демократической партии Казахстана, нужно сделать, не просто разумны и своевременны. Они, по нашей оценке, вполне  могут стать лозунгами дня, которые объединят пусть и не всех протестно настроенных казахстанцев, но хотя бы ту их часть, которая готова хоть что-то реально делать, а не только выражать свои эмоции в соцсетях и на кухне.   

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version