Home Контекст Как правильно вести себя на митинге. Пособие для представителей прессы

Как правильно вести себя на митинге. Пособие для представителей прессы

Корреспондент агентства КазТАГ Мадина Алимханова выпустила пособие о том, как освещать митинги. В электронном виде книга размещена на сайте adilsoz.kz в разделе «Библиотека» на русском и казахском языках. В бумажном виде пособие можно получить бесплатно в офисе Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз».

Для журналистов очевидна необходимость такой книги, где просто и доступно объясняется, как себя должен вести журналист на массовых мероприятиях, которые из «мирных» могут очень быстро перейти в «немирные».  

Все указанные требования  и меры предосторожности, указанные Мадиной Алимхановой, направлены на то, чтобы все присутствующие на митингах, акциях, пикетах, видели и понимали: журналисты работают. Недопустимо, чтобы их хватали полицейские, чтобы в отношении них заводились уголовные и административные дела.

Собственно, это пособие нужно, в том числе, и представителям правоохранительных органов, чтобы и они понимали, что, препятствуя деятельности журналистов, они нарушают закон.

О том, Что стало для Мадины отправной точкой для написания книги, мы узнали у нее самой.

— Мадина, чем продиктовано желание написать книгу на тему, связанную с митингами?

— Вы когда-нибудь видели, как ведут себя молодые журналисты на митинге, когда попадают туда первый раз? Особенно, если это несанкционированный митинг. Они так увлекаются процессом, что забывают обо всем на свете. При этом они еще совсем неопытные, они не знают свои права, не умеют их отстаивать, не представляют, с чем они могут столкнуться во время такого события.

Те, у кого есть опыт в журналистике, но нет опыта в работе на митингах, тоже могут совершить множество ошибок. Подсказывать и помогать им некому – их коллеги заняты, они тоже работают. А ведь именно на митингах больше всего желающих мешать журналистам работать. Никто не будет вас провоцировать, забирать в полицию или кидаться с кулаками, если вы освещаете выставку кошек или падение Челябинского метеорита. А вот на акции протеста журналиста вполне могут забрать в РОВД за брошенный окурок (и формально же будут правы) – такой случай был.

Митинг – это не то место, где стоит наступать на грабли и набивать шишки. В вузах у нас журналистов не учат работать в экстремальных или потенциально экстремальных ситуациях. Значит, нужно учиться это делать самим. Очень много для обучения журналистов делает фонд «Адил соз». Кстати, написать пособие именно на эту тему было нашим общим желанием.

— Это ваш первый опыт в написании книги? 

— Не первый и, надеюсь, далеко не последний. Первой была книга «Шпаргалка для начинающих журналистов». Что интересно, эта книга очень понравилась моим коллегам, которых начинающими уж никак не назовешь. Ее тоже можно найти в свободном доступе в разделе «Библиотека» на сайте фонда «Адил соз». Насколько я знаю, несколько вузов забрали бумажную версию «Шпаргалки» для своих журфаков.

Я двумя руками за то, чтобы студенты хорошо знали теорию, могли отличить заметку от твита, а репортаж от репортера, чтобы редакторы не спрашивали у корреспондента «А что такое фельетон?» (ей богу, не вру!).

Если архитектор умеет рисовать или даже класть кирпичи, но не знает физику и сопромат, он не сможет сделать свою работу качественно. Тут точно так же. Но и какие-то чисто практические мелочи знать необходимо – это очень облегчает работу.

Что делать, если в диктофоне неожиданно сели батарейки? Как сделать список телефонов, в котором найти нужного человека можно буквально в один клик? Как выбрать лучшее место в большом зале во время конференции? Почему журналисты звереют, когда кто-то говорит: «Вообще-то я сантехник, но хочу стать журналистом. Но только зимой – летом у меня заказов много»? Как вежливо спросить у человека его имя, если после двухчасового интервью вы еще понятия не имеете, кто это такой (сразу говорю, вариант «Мужик, а ты кто?», не подойдет!)

— Отличается повседневная работа журналиста от работы автора книги? Если да, то чем?

— Тут очень много общего. Прежде всего, нужно уметь интересно рассказывать. По сути, книга – это очень большая статья. Что самое удивительное, не важно, художественная это книга или нон-фикшн. Внимание читателя нужно зацепить и удержать. Я совершенно искренне считаю, что нет такого журналиста, который не хотел бы стать писателем.

«Не писать журналист не может. Если журналист не пишет, он либо спит, либо умер» (из «Шпаргалки для начинающих журналистов»). Если журналист не хочет стать писателем, значит, он работает на радио или на ТВ и хочет сделать свое радио-шоу или снять фильм. Это творчество, оно не знает границ, его нельзя загнать в рамки короткой заметки или трехминутного сюжета, оно все равно оттуда вылезет.

Неправильно считать, что работа журналиста – это нередко текучка, а написание книг – сплошная радость творчества. И то и другое – это труд. Главное, чтобы он был в радость.

— Возвращаясь к книге, в самом  начале в пособии дана информация именно об опознавательных знаках для журналистов – жилетки, повязки… Раньше как-то обходились без них. Что-то кардинально поменялось?

— Отправной точкой стали земельные митинги. В 2016 году очень многих журналистов задержали во время освещения митингов против продажи земли. И если операторов и фотографов еще можно было отличить по профессиональной аппаратуре, то корреспонденты часто оказывались в полицейском автобусе быстрее, чем успевали достать редакционное удостоверение из кармана. Не возникло вопросов только к парню, на котором была жилетка с надписью PRESS — он явно добыл ее где-то за рубежом.

После этого мы с коллегой решили изготовить жилеты для журналистов. Коллега специально для этого зарегистрировала ИП, чтобы все было законно и официально. Мы продавали жилетки по себестоимости, потому что целью было не заработать, а создать нормальные условия работы себе и коллегам. Многие жилетки мы просто раздарили, и мы потратили намного больше, чем окупили. Так что это была разовая акция. (Позднее такие жилетки изготовил и распространил «Адил соз»).

— Так вы еще и к этому руку приложили!

— Да! Это были те самые желтые жилетки с надписью «Пресса», которые потом стали носить журналисты не только в Казахстане, но и в других странах. Кстати, наличие ИП и полного пакета документов, в том числе бухгалтерских, налоговых и т.п., не спасло нас от вопросов. Телефон мы указали мой, потому что в то время из нас двоих я больше общалась с новостниками. После этого в течение нескольких лет мне звонили странные люди, знающие о журналистике меньше, чем я о ядерной физике, и интересовались жилетками. Правда, когда я говорила, что есть ИП и все документы, оказывалось, что им нужны жилетки «Пресса» с воротником, на меху и обязательно со стразами Сваровски, каких у нас, естественно, не было.

— Но реально ли опознавательные знаки помогают в наших «особенных» условиях?

— На какое-то время это действительно помогло – журналистов практически перестали задерживать на митингах и работать стало намного комфортнее. К сожалению, через некоторое время такие же жилетки стали надевать все, кому не лень. Если бы они честно писали «Блогер», «Общественник» и т.п., то вряд ли это кому-нибудь помешало. Но они, совершенно не стесняясь, писали на них «Пресса», из-за чего полиция стала останавливать всех в таких жилетках, проверять и фотографировать их редакционные документы.

Представляете, журналист записывает важный комментарий, а тут у него требуют предъявить редакционное удостоверение. И все – комментарий не записан, хороший кадр упущен. А потом Министерство информации и общественного развития вообще решило само разработать жилетки и выбрало для них одну из самых неудачных на мой взгляд расцветок – синюю. Желтую жилетку видно издалека, а синюю нет, даже несмотря на светоотражающие полосы.

— Да, меня тоже удивил этот факт…

— Видимо, решающим, при выборе цвета, была доступность таких жилеток в продаже. Вернее недоступность! Теперь у журналистов проблема добыть такие жилеты. А пока они будут их добывать, все те же люди, что свели на нет пользу от желтых жилетов, уже обзаведутся нарукавными повязками и наклейками, которые министерство разрешило использовать наравне с жилетами. То есть будет то же самое и останется только надеяться, что модель жилеток следующего сезона не будет в клеточку, полоску или мелкий горошек.


К слову, в предстоящие выходные, а именно завтра, 31 октября, в Алматы намечен митинг, так что журналистом необходимо взять на заметку рекомендации от Мадины Алимхановой. Ну и про жилетку не забыть!

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version