Тайную схему по выкачиванию миллионов из мегапроекта по строительству газопровода в Центральной Азии выявил Том Берджес, журналист британской газеты Financial Times, автор недавно опубликованной книги «Клептопия: как «грязные деньги» завоевывают мир».

Документальной основой для его публикации стали материалы из электронной переписки, которая отражает события в период с 2008 по 2014 год.

Массив писем был передан журналисту информатором, имя которого в статье не называется. Мы предполагаем, что речь скорее всего идет о массиве документов, который известен под названием kazaword. Часть его все еще доступна в архивных материалах интернета.

Согласно документам, которые попали в распоряжение FT, сотрудники и консультанты, работающие на Тимура Кулибаева, разработали схему, согласно которой казахстанский миллиардер смог получать десятки миллионов долларов с контрактов, связанных с мега-проектом — строительством газопровода из Казахстана в Китай.

В материалах, предоставленных газете анонимным источником, есть детальное описание схемы, которая, предположительно, позволила зятю Нурсултана Назарбаева получать часть прибылей с контрактов, полученных ETK — компанией, которой владеет российский бизнесмен Александр Карманов.

Согласно схеме, ETK должна была приобретать трубы на украинских и российских заводах. Но сначала она должна была продать этим же заводам сталь для производства труб – с наценкой на первоначальную стоимость металла.

Контракты, оказавшиеся в распоряжении FT, демонстрируют, что компания ETK в Сингапуре согласилась покупать сталь, произведённую китайской группой компаний Jiangsu Shagang за $935 за тонну и продавать ее российскому производителю газопроводов TMK за  1500 долларов за тонну. Поступления по этому контракту составили «приблизительно  200 миллионов долларов», обеспечив прибыль в размере примерно в  75 миллионов долларов.

Формально это была прибыль, полученная фирмой Карманова. Но, согласно документам, оказавшимся в распоряжении FT, большая часть этих денег оказалась в итоге в распоряжении Тимура Кулибаева. Прибыли от продажи прокачивались через компании, зарегистрированные в Сингапуре и Арабских Эмиратах и принадлежавшие самому Кулибаеву. Причем его доля в общем объеме прибыли составляла 70%.  

Юристы Тимура Кулибаева утверждают, что их клиент «никогда не владел никакой долей в каких-либо предприятиях ETK – напрямую, косвенно, номинально или через какую-то подобную схему» и «никогда не был вовлечён ни в какие подобные операции».

По их словам, утверждение, что «70% от различных прибылей направлялись обратно в компанию нашего клиента в Сингапуре – это неправда, а их клиент является мишенью в дезинформационной кампании».

Тем не менее, как считает Том Берджес, материалы, полученные от информатора, говорят о наличии таких связей.  Все они представляют собой единый архив, что исключает возможность подделки документов, тем более что большая часть представленной информации подтверждается корпоративными отчетами из России, Сингапура и Великобритании. 

Схему действий Тимура Кулибаева подтверждают материалы еще одного секретного архива, выложенного в Интернете в 2014 году. По этим данным, с высокой долей вероятности, одна из частных компаний Кулибаева сумела нажиться непосредственно на газопроводе из Центральной Азии в Китай. Компания Petroleum LLP, которую контролировал Кулибаев, выиграла тендер на транспортировку 300 000 тонн стали для производства газопроводов. Вскоре после этого Petroleum LLP уже стоила примерно  220 миллионов долларов.

Юристы Кулибаева заверяют, что Petroleum LLP «никогда не получала прибылей, прямых или непрямых, от какого-либо бизнеса», имеющего отношение к вышеупомянутому газопроводу.

Для того, чтобы понять, насколько далеки рассуждения юристов Тимура Кулибаева от реальности, можно рассмотреть одну конкретную сделку, которая была проведена командой Тимура Кулибаева в ноябре 2012 года. Она описана отдельным приложением к статье Тома Берджеса.

Из документов, которыми располагает редакция FT, следует, что собственник компании ETK Александр Карманов был в курсе планов Тимура Кулибаева и согласился с выводом части прибылей, полученных от сделки. Все они датированы второй половиной 2012 года (и, скорее всего, представляют собой выборку из коллекции kazaword, оказавшейся в сети чуть позже — ред.)

В письме, отправленном с адреса электронной почты, зарегистрированного на корпоративном сайте компании ETK, в адрес Инны Ким, которая работала в этот момент в компании Кулибаева Mercury, отражена вся схема движения товаров и услуг этому по соглашению. Схема представляла собой рабочий план и имела соответствующее название — Work Plan AGP3.

Схема представляет собой обратный перевод с русского на английский. Мы оставляем ее на английском языке, как в тексте статьи, опубликованной в FT, но приводим перевод пояснений, сделанных FT.

Сингапурское подразделение компании ETK (ETK-Sing) покупало сталь на китайском металлургическом заводе, продавало ее российскому предприятию, которое производило трубы, затем выкупало произведенные из поставленной стали трубы и в конечном итоге продавало эти трубы материнской структуре — ETK LLC, а та уже поставляла их строителям трубопровода в Китай.

Самое важное в этой цепочке транзакций – компания Fercom, которая вклинивается в общую схему и обозначена на ней в качестве «центра прибыли» (“profit centre”).

Более детально роль этой компании изложена в презентации, полученной Инной Ким на следующий день на корпоративный адрес. В нем роль компании Fercom прописывалась более детально. Именно Fercom должен был отдавать указание о приобретении в России или Китае стального проката, а затем такое же указание, но на продажу украинскому или российскому трубным заводам.

Но если (в качестве условного примера) цена покупки стального листа на российском или китайском металлургическом комбинате должна была составлять 100 долларов США, то продажа трубопрокатному предприятию (российскому или украинскому) – уже 200 долларов. Таким незатейливым образом сингапурская Fercom «изготавливала» маржу.

В качестве примера в статье FT приводится часть контракта ETK на покупку стали у китайской корпорации Jiangsu Shagang по цене 935 долларов за тонну:

А здесь мы можем увидеть, как эта же сталь продается российскому производителю труб – корпорации ТМК,  но уже за  1500 долларов за тонну. Таким образом прибыль от этой операции составляет 60%.

It’s steel from the same Chinese plant:

 

Общая сумма этого контракта составляет 200 миллионов долларов США и обеспечивает общий объем прибыли в размере 75 миллионов долларов.

Кто является конечным получателем этой прибыли?

В презентации он именуется “Individual X”.

Как замечает автор статьи в FT Том Берджес, люди, которые  ведут переписку и обсуждают всю операцию, работают на Mercury, которую контролирует Тимур Кулибаев. Как правило, они старательно избегают использовать его имя, но иногда в переписке есть вполне прозрачное указание на то, что этим «индивидуумом» является Тимур Кулибаев.

Так, в письме, датированном ноябрем 2012 года, сотрудник компании, обращаясь к внешнему консультанту, предлагает ему для того, чтобы понять, кто является бенефициаром сделки, просто поискать в интернете информацию о компаниях Kipros, Mercury и Almex.

Такой поиск, произведенный в Гугле в 2012-м году, немедленно бы вывел на статью, опубликованную в 2010 году в The Sunday Times. В ней Kipros идентифицировалась именно как компания Тимура Кулибаева. Что касается компании Almex, то ее принадлежность Кулибаеву и его жене Динаре Кулибаевой была определена на официальном уровне. Соответственно, Mercury была той самой компанией, сотрудники которой и вели переписку.

О том, что Александр Карманов, которому удалось получить подряд на поставку труб от Тимура Кулибаева, был в курсе всей схемы, говорит тот факт, что его имя было включено в качестве получателя копий ведущейся переписки.

Вовлеченность людей Тимура в бизнес ETK привела к тому, что для представителя Тимура Кулибаева была выделена доля в капитале компании. В качестве номинала выступил Мурат Балапанов, которому не только была выделена доля в капитале, но он был назначен ее президентом.

Итогом всей сделки, как пишет FT, стало получение казахстанским миллиардером Тимуром Кулибаевым 53 миллионов долларов США – это 70% от общей суммы, вырученной в результате описанной сделки.


Фото на обложке с сайта prosports.kz

 

Spread the love
Предыдущая статьяLIVE вторая волна 04.12
Следующая статьяВозвращение старшей дочери
Алексей Тихонов
Независимый журналист - по призванию. Историк и экономист - по образованию. Области профессионального интереса и компетенции - административная экономика и политическая система, компаративный анализ, сложные социальные системы, сценарное прогнозирование. В команде KZ.MEDIA.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.