Home Контекст «За ценой не постоим!» Сколько стоит несение позитива в массы

«За ценой не постоим!» Сколько стоит несение позитива в массы

Государственный заказ – благо или удавка на шее журналистики? Спор об этом среди медийщиков ведется не первый год. Однако госорганы делают вид, что двух мнений тут быть не может: госзаказу – быть, и за ценой они не постоят.

На днях Telegram-канал Protenge сообщил, что в Шымкенте установлен «региональный рекорд»: местные власти готовы оплатить одному из медиаресурсов публикацию 1 000 позитивных материалов в течение года. Стоимость лота – 8 млн 928 тыс 571 тенге.

«Мы еще не встречали информационных госзакупок, где от одного сайта требовали бы такой объем позитива. Рассказываем, про что будет этот самый позитив: про историческую роль елбасы; про духовное взаимодействие между тюркскими народами; про то, как хорошо реализуется молодежная политика; про укрепление сотрудничества между Шымкентом и братскими странами; об успехах и достижениях Республики Казахстан.

 Победитель еще не определен, но он обязан будет выдавать позитив каждый день на главной странице сайта и еще писать ежемесячные отчеты со скринами. Шымкентцы, вы там готовьтесь, в вашей жизни станет больше ПОЗИТИВа!» — резюмировал Protenge.

Мы же решили вспомнить наиболее яркие примеры того, как и за сколько госорганы в рамках госинформзаказа продвигали позитив в последние годы.

С чувством глубокого удовлетворения

Первыми в очереди «раздачи слонов» стоит, как и положено, министерство информации и общественного развития РК, которое заложило на размещение государственного информационного заказа в отечественных средствах массовой информации на 2020-2022 годы более 155 миллиардов тенге.

Журналисты же в обмен на эти средства обязуются повысить «эффективность государства в проводимой информационной политике».

При этом авторы программы не озадачиваются тем, где и как эта эффективность будет освещаться. Как правило, львиную долю этих средств получают СМИ с государственным же участием. Но каков процент казахстанцев, смотрящих «Хабар» и читающих «Казахстанскую правду», неизвестно. А цифры, тем не менее, в программе заложены: если в 2020 году информпродукцию отчественного производства должны были потреблять 68%, а глубокое удовлетворение испытывать 67% казахстанцев, то в 2022 году эти показатели должны вырасти до 70% и 69% соответственно.

Справились ли Мининформ вкупе со СМИ с этой задачей по итогам 2020 года, пока неясно: отчета не было. И неизвестно, будет ли, потому как с методикой замера в стране положение не ахти.

А если посмотреть проект документа под названием «Методика определения стоимости услуг, закупаемых для проведения государственной информационной политики в СМИ на республиканском уровне», то можно узнать, что в текущем году за размещение информационного материала в газете государство готово платить 428 тенге за кв.см, в журнале – 300 тенге за кв.см, в интернет-ресурсе – 41 тенге за символ, а за производство и размещение информационно-аналитических программ – 42 265 тенге за минуту.

Клинический случай

О том, к чему может привести выполнение госзаказа, на одном из круглых столов, посвященных соответствующей тематике, еще в 2019 году рассказал главный редактор «Уральской недели» Лукпан Ахмедьяров:

«Можно ли сказать, что эти деньги ориентированы на то, чтобы доносить до населения ту информацию, которая ему действительно нужна? Поверьте, нет. На самом деле все эти деньги используются только для одной цели – это рычаг давления на СМИ, который используется государством.

Я на себе это испытал. 18 мая 2016 года меня арестовали на 15 суток – якобы за организацию земельного митинга. 21 мая все СМИ публикуют заявление, которое распространило МВД: что у меня в офисе нашли боеприпасы и якобы я готовился к свержению государственного строя и т.д. Выхожу через 15 суток, пытаюсь МВД обязать опровергнуть эту информацию. Понятно, что нет, не опровергли, не извинились, ну и бог с ними.

Спрашиваю коллег: «Какого хрена вы это печатаете? Это же бред, что якобы я имел у себя в редакции боеприпасы и тому подобное». Они говорят: «Лукпан, ну извини, мы получили госзаказ, в рамках госзаказа мы должны были это отработать».

Вот так ваш госзаказ на самом деле используется, поверьте мне, я самый клинический случай привёл».

Комментарий дорогого стоит

Обилие госзаказа в СМИ объясняется еще и тем, что поставить работу так, чтобы о ней захотелось писать даром, наши чиновники либо не хотят, либо не могут, а читать исключительно критику в свой адрес им не нравится.

Например, столичный градоначальник Алтай Кульгинов не стал полагаться в вопросе формирования своего положительного имиджа на авось, а выделил на это дело в 2019-2020 годах 125 млн тенге.

Управление по делам общественного развития Нур-Султана заключило соглашение с ТОО Dasco DataCom, согласно которому ТОО взяло на себя обязательство отслеживать все, что пишут об акимате и его сотрудниках в интернете. С одной стороны, ничего зазорного в этом нет: молодой аким хочет знать, что о нем думают горожане. Но это – полдела.

В техспецификации соглашения говорится, что исполнитель должен не только мониторить интернет, но и определять тональность информационного контента по категориям «негативный», «позитивный» или «нейтральный», а также источник возникновения контента, его географическую локализацию, пол и возраст автора, если это к нему применимо.

И, самое главное, этим авторам должен следовать ответ: размещение нейтрально-позитивных комментариев на информационно-аналитических площадках и в социальных сетях, включая новостные ленты, блоги, форумы, социальные медиа —  не менее 1 000 в месяц на основе кейсов и материалов, предоставляемых заказчиком.

А еще в соглашении говорится о размещении либо репосте в тех же социальных сетях не менее одной тысячи  публикаций в месяц о деятельности заказчика нейтрально-позитивного содержания.

«Ну, за Елбасы!»

Еще одной завуалированной формой покупки «доброго слова» в адрес той либо иной госструктуры, личности или госполитики в целом являются конкурсы для журналистов, в условиях которых организатор четко оговаривает, за материалы какого содержания он готов раздавать премии.

К примеру, в 2020 году конкурс «Независимость Казахстана и елбасы» объявлял Фонд Нурсултана Назарбаева и библиотека первого президента РК – елбасы. Тематика конкурсных работ – соответствующая: популяризация «модели Назарбаева», идей и инициатив елбасы как основы казахстанской государственности и информационно-имиджевое продвижение достижений страны за годы независимости в международном пространстве.

Призовой фонд конкурса составил 11 млн тенге. Премии вручались по пяти номинациям: за I место – 1 млн тенге, за II – 700 тыс тенге, за III – 500 тыс тенге. Поскольку библиотека первого президента имеет статус госучреждения, можно предполагать, что и тут не обошлось без бюджетных вливаний.

Не более 10 процентов

Завалить казахстанцев позитивом намеревался и министр здравоохранения РК Алексей Цой. В июле 2020 года главный казахстанский врач на заседании правительства заявил, что в стране должны быть реализованы мероприятия, которые помогут снизить плохой настрой среди казахстанцев.

«По новому показателю, который показывает оценку эффективности информационно-разъяснительной работы по борьбе с COVID-19, должны быть реализованы мероприятия, которые уменьшат уровень негативного восприятия населением. Цель по показателю — не более 10% (публикаций негативного характера – авт.) от всех публикаций в СМИ и соцсетях. На текущий период уровень данного показателя составляет 24%. Акиматам необходимо обеспечить реализацию данных мероприятий», — разъяснял Цой задачу.

Обратите внимание на суть задачи: улучшить не лечение, а «информационно-разъяснительную работу». А поскольку исполнение — мониторинг и анализ информационного поля, производство и ротация видео- и аудиороликов и публикация разъяснительных материалов в печатных и сетевых средствах массовой информации – было возложено на акиматы, тот и тут предполагалось использование бюджетных средств.

Сказать, что заявление министра Цоя шокировало – не сказать ничего. Напомним, сделано оно было в середине июля, когда первая волна пандемии коронавируса достигла критической точки – мест в стационарах катастрофически не хватало, в аптеках не было лекарств — даже парацетамола, смертность от Сovid-19 и пневмонии достигла самой высокой отметки. В этих условиях борьба «за имидж» выглядела более чем кощунственно.

Выйду на улицу, гляну — все хорошо

Несколько иначе к продвижению позитива в массы решили подойти в Петропавловске. 4 февраля на сайте госзакупок появилось объявление о проведении тендера на изготовление социальной рекламы и оформление города путем установки билбордов и баннеров, которые должны формировать у горожан «позитивное и конструктивное отношение к проводимым реформам».

В технической спецификации тендера говорится, что информация на баннерах должна вести петропавловцев к консолидации, воспитанию казахстанского патриотизма, формированию новой казахстанской гражданственности, пропагандировать юбилейные, политические, государственные даты и т.д.

В общем, если тебе не нравится, что происходит в стране – выйди на улицу, посмотри на билборды и поменяй свое отношение к происходящему на «позитивное и конструктивное».

Внушает уважение и сумма, которую намерены потратить на позитив городские власти — почти 41 млн тенге.


Как видите, несмотря на экономический кризис, деньги на госпропаганду в Казахстане были, есть и будут, и при известном желании эти траты могут увеличивать. Но только стоит ли?

Завладеть умами людей таким способом невозможно, ведь они живут в реальном мире, а не иллюзорном. И если ситуация не изменится, то фраза: «Хочу жить в том Казахстане, что показывают по «Хабару», еще долго будет популярной.

 

1 COMMENT

  1. Призовой фонд конкурса журналистов «Независимость Казахстана и Елбасы» обеспечивает Фонд Нурсултана Назарбаева, бюджетных средств в нем нет

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version