Home Анализ О низких зарплатах и высоких тарифах

О низких зарплатах и высоких тарифах

История с массовой жалобой павлодарских энергетиков на низкие зарплаты завершилась ожидаемым финалом. С 1 апреля в Казахстане подняли тарифы. Пока только на производство электроэнергии. Но уже через месяц потяжелеет сбытовой тариф для павлодарских потребителей. И если в среднем по стране энергоснабжение подорожало на 15%, то в Павлодарской области регулирующий госорган оказался куда щедрее, разрешив увеличить тариф сразу на 25%.

Тема нищеты и плохих условий труда, поднятая в публичном обращении павлодарских энергетиков к своему руководству, оказалась настолько резонансной, что ее вынужден был подхватить Казахстанский отраслевой профсоюз энергетиков.

Организация, о существовании которой большинство рядовых граждан страны ничего не знало, отметилась на прошлой неделе громкими заявлениями.

Профсоюзный лидер Оразбек Бекбас, выступая в столичной Службе центральных коммуникаций, тоже пожаловался на низкие зарплаты в отрасли и отток кадров.

«Сегодня на предприятиях по выработке и распределению тепловой и электрической энергии страны сложилась такая ситуация, когда социальная стабильность находится под угрозой. К этому привело состояние уровня заработной платы, не меняющейся уже в течение двух десятков лет, когда энергетики Казахстана по уровню заработной платы и престижности профессии неизменно замыкают список не только среди стран СНГ, но и остаются аутсайдерами производственных предприятий в регионах», — сказал Оразбек Бекбас на брифинге в СЦК.

По словам руководителя профсоюза, низкая зарплата ведет к оттоку кадров как в другие, более высокооплачиваемые отрасли, так и в соседние государства. Например, в АО «Атырау Жарык» из 1311 работников в прошлом году уволились 98 человек. В ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» из 753 работников – 156 человек. В АО «Севказэнерго» из 1158 работников 191 специалист уехал на заработки в Российскую Федерацию.

Для сравнения: зарплата энергетиков у соседей на 21% больше, чем в целом по стране. В Беларуси  разница  — 28%, а в Кыргызстане – 44%.

Выступление профсоюзного лидера и коллективное обращение энергетиков стали удобным информационным фоном для повышения тарифа на генерацию. Оказывается, министерство энергетики еще в начале марта дало добро на пересмотр предельного тарифа для энергопроизводящих компаний. И уже с 1 апреля он повышается по всей стране. Как заявил вице-министр Кайрат Рахимов, в среднем увеличение составит 15%.

Таким образом, все эти громкие стенания и жалобы на нищету оказались кстати и помогли отвлечь общественное внимание, которое всегда болезненно реагирует на любое повышение тарифа. И формально эта мера представляется вынужденной, необходимой для поддержки рядовых работников отрасли. 

Между тем, комментируя для СМИ апрельский рост тарифа, вице-министр энергетики Кайрат Рахимов объяснил его совсем другими факторами. А именно: ростом стоимости угля, обязательными затратами монополистов на закупку возобновляемой энергии (чтобы  соответствовать модной нынче «зеленой» тенденции) и увеличением размера МРП, по которым рассчитывают экологические платежи электростанций в бюджет.

Про необходимость увеличения зарплат и пересмотр расходов на фонды оплаты труда не было сказано ни слова. Это значит, что вся тарифная надбавка пойдет исключительно на производственные нужды и налоговые выплаты. Конечно же, для приличия зарплаты энергетиков проиндексируют. На несколько тысяч тенге. Но думается мне, что сами владельцы частных компаний увеличат свое состояние на несколько миллионов и совсем в другой валюте — не в тенге.

Особо стоит отметить пассаж про закуп энергии из возобновляемых источников. Таким нехитрым способом правительство внедряет «зеленую» экономику. Чистой воды показушная мера, рассчитанная исключительно на зарубежных наблюдателей (в Европе, США и международных организациях к экологической проблематике относятся очень чутко).

Учитывая, что в Павлодарской области альтернативными источниками энергии вообще никто не занимается, можно смело предположить, что осваивать эту часть тарифа будут само же АО «Павлодарэнерго» и его головной холдинг «ЦАТЭК». Так же, как они наловчились самим себе оказывать сервисные услуги и арендовать древние УАЗики по цене новых машин (о чем поведали в коллективном письме сотрудники «Павлодарэнерго»).

Скажем, поставят где-нибудь в окрестностях Павлодара пару ветряков, оформят их на аффилированную фирму и начнут закупать у нее экологически чистую электроэнергию по очень «интересным» для себя расценкам. В монополии ведь главное – сопутствующий сервис, чтоб все деньги вращались по одному контуру. Все в карман, себе во благо. 

Еще одна забавная мелочь. Министерство энергетики официально заявило, что повышение тарифа в Казахстане на производство электроэнергии в среднем составит 15%. Но при этом в Павлодарской области подорожание оказалось выше среднего – сразу на 24% (с 8,29 до 10,25 тенге/кВтч). И с 1 мая следом поднимется сбытовой тариф.

По словам генерального директора АО «Павлодарэнерго» Олега Перфилова, энергоснабжение бытовых потребителей подорожает минимум на 2,5 тенге.

В пересчете на тариф 1 категории (при лимите до 110 кВтч на одного потребителя он сегодня составляет 10,09 тенге/кВтч) это приведет к увеличению тарифа на 25%. Крутовато.

Помнится, в апреле 2020 года в ответ на призыв главы государства помочь людям в связи с введением режима ЧП руководство «Павлодарэнерго» решило облегчить людям тарифную нагрузку и щедрой рукой снизило стоимость бытового энергоснабжения по 1 категории аж на 3 тиына (с 10,09 до 10,06 тенге/кВтч). Шуму было много. Правда, уже через несколько месяцев снятые 3 тиына снова вернули в тариф. Не знаю, в какую сумму обошлась частному монополисту его доброта, но теперь он с лихвой сможет покрыть потери.

И последнее. В рейтинге европейских стран по тарифам на электроэнергию (составляемом российским «РИА Рейтинг») Казахстан традиционно находится на последнем 40-м месте. И этот факт в данном случае можно считать поводом для гордости — у нас самые низкие тарифы в Европе, чем постоянно пользуются казахстанские чиновники для оправдания тарифных аппетитов монополистов и для громких обвинений бытовых потребителей в неблагодарности. Мол, платите за комуслуги меньше европейцев и все равно недовольны.

Но парадокс весь в том, что низкие тарифы почему-то никак не сказываются на уровне жизни казахстанцев. И объяснить этот феномен никто не в силах.

Почему, например, местные продукты, произведенные с использованием дешевых тарифов, стоят в Казахстане почти столько же, сколько в Германии, где энергоснабжение самое дорогое в Европе (второе место после Дании)?

А очень просто – все плюсы от дешевых тарифов и энергоносителей нивелируются высокой монополизированностью и неэффективностью казахстанской экономики (в том числе и энергетики), ее спекулятивным характером, а также коррупцией.

Производить и продавать дешевые продукты (и вообще конкурентоспособные товары и услуги) в наших условиях невозможно даже при нулевых тарифах.

То же самое можно сказать и про зарплаты – даже если тарифы поднять до уровня Германии и Дании, то их без остатка съест искусственно накрученная себестоимость производства электроэнергии.

Ни на достойные зарплаты, ни на современную модернизацию у отрасли денег никогда не будет. Потому что такая система.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version