Пока в Казахстане, как и во многих других странах мира, спорят о необходимости вакцинирования от COVID-19, переболевшие им и оставшиеся в живых люди ищут способы восстановить здоровье. И получается это не у всех.

В Казахстане за прошедшие сутки выявлены 2656 новых случаев заболевания Covid-19. С начала пандемии число зараженных составило 281351 человек, выздоровевших — 241625, умерли — 3333.


На 16 апреля лечение от КВИ продолжают получать 36 868 человек (36 393 КВИ+ и 475 КВИ-), из них в стационарах находится 12 941 пациент, на амбулаторном лечении – 23 927 пациентов.


Из числа заболевших КВИ+ и КВИ- находятся: в тяжелом состоянии – 616 пациентов, в состоянии крайней степени тяжести – 168 пациентов; на аппарате ИВЛ – 118 пациентов.

Как известно, самое распространенное осложнение после перенесенного COVID-19 – это астения (синдром хронической усталости) и проблемы, связанные с сердечно-сосудистой системой. Но к данному перечню также относятся риск развития тромбообразований при наличии предрасположенности у человека, а также нарушения центральной нервной системы.

Врачи утверждают, что около 80% граждан после коронавируса нуждаются в длительной реабилитации, которая может длиться от двух месяцев до полугода, и это в лучшем случае. По сути, это другой этап лечения.

К примеру, российский ученый-пульмонолог, академик Александр Чучалин утверждает, что ковид бьет не только по легким, но и по сердечной мышце. У врачей уже даже появился диагноз «постковидный миокардит».

«Также серьезно страдает печень. В ней идет быстро прогрессирующий фиброз, то есть работоспособные клетки печени заменяются соединительной тканью. На сегодня фиброз необратим, орган теряет свою способность полноценно работать. Далее — поджелудочная железа. Повреждение этого органа при COVID-19 недооценивают», — говорит академик Чучалин, а между тем поджелудочная также страдает от фиброза.

По словам Чучалина, ковид обостряет течение любого хронического заболевания. Но особое внимание он призывает обратить на синдром хронической усталости, на который часто жалуются переболевшие коронавирусной инфекцией. По его мнению, в его основе лежит нейровоспаление. Причем, есть данные, что СХУ чаще накрывает тех, кто перенес болезнь в легкой или средней степени тяжести (такой вот парадокс). И СХУ «это не просто слабость или легкая усталость, а по-настоящему тяжелое состояние», подчеркивает академик.

Чучалин привел данные американского исследования, в ходе которого изучались проявления синдрома хронической усталости как одной из составляющих постковида. Так вот, через 7 месяцев после начала острого заболевания, то есть, когда люди уже давным-давно избавились от самой коронавирусной инфекции, у них отмечаются:

  • усталость — у 78% переболевших,
  • недомогание после физнагрузок — у 71%,
  • когнитивные нарушения (проблемы с памятью и вниманием) — у 57%,
  • неспособность полноценно работать — у 68%.

«Это колоссальные цифры, — считает академик Чучалин. — Фактически из десяти человек у пяти-шести мы видим возвращение болезни, то есть симптомы, резко снижающие качество жизни и работоспособность».

Но что же делать? Увы, пока есть только предположения, что в развитии синдрома хронической усталости после COVID-19 играют роль как нейровоспаление, так и дисбиоз, то есть неблагоприятные изменения микробиома переболевшего. И пока нет единого подхода в их устранении, поскольку остается открытым вопрос, что именно провоцирует СХУ.

Поэтому врачи, как правило, советуют пропить курс витаминов, особенно группы В, а реабилитологи рекомендуют приходить в себя в санаториях с традиционными расслабляюще-поддерживающими процедурами: ванны, массажи, лечебная физкультура и так далее.

Если есть такая возможность – почему бы и не расслабиться? Проблема в том, что у большинства такой возможности нет.

И еще об одном исследовании постковида хотелось бы сегодня рассказать. На наш взгляд, оно дает серьезную мотивацию для изменения подхода общества к необходимости вакцинировать детей.

Как показал международный экспертный обзор, опубликованный в The Lancet, у пациентов младшего возраста, переболевших СOVID-19, возможны поражения головного мозга (вплоть до инсульта), нервной ткани и позвоночника.

Исследование 38 детей с такой симптоматикой стало крупнейшим на сегодня описанием влияния вируса на детскую центральную нервную систему. И распознать эти проявления ученые смогли только с помощью МРТ.

«Во многих случаях ученые наблюдали аномальное напряжение корешков спинномозговых нервов, которое было различимо только на МРТ, — говорится в исследовании. — Также у детей развивался миелит (воспаление спинного мозга), который в редких случаях приводил к параличу. Из 38 обследованных юных пациентов четверо в итоге умерли от патологий ЦНС, вызванных СOVID-19. У четырех детей развилась тромбоишемическая болезнь, а у одного ребенка — инсульт с множественными кровоизлияниями в мозг. Причем неврологические нарушения оказались атипичными и протекали без видимых признаков: распознать их можно было только на МРТ».

Кстати, аналитики американо-британской консалтинговой компании IHS Markit подсчитали, что пандемия может продлиться до 2023 года, и виной тому отсутствие у разных стран мира равноправного доступа к вакцинам и скептическое отношение населения к вакцинированию.

Как отмечают аналитики, если страны продолжат политику вакцинного национализма, то это создаст «самый серьезный риск, увеличивающий шансы продолжения пандемии до 2022–2023 года по всему миру». Одна из угроз заключается в мутации вируса. В странах, отстающих по темпам вакцинации, могут появиться новые штаммы вируса, которые потом попадут в страны с коллективным иммунитетом, прогнозируют в IHS Markit.

В Казахстане темпы вакцинации, судя по официальной статистике, нарастили. Первым компонентом уже привиты 576459 человек, вторым — 112202 человек.

Однако поступает много жалоб на саму процедуру вакцинации. Например, казахстанцы начали жаловаться на то, что в поликлиниках, якобы, неправильно размораживают вакцину, а в ТРЦ образуются большие очереди. Власти на это посоветовали всем жалобщикам обращаться с заявлениями в территориальные подразделения СЭС.

Тем временем эпидемиологическая ситуация в Казахстане продолжает ухудшаться. На 16 апреля 2021 года в зеленой зоне осталось всего две области.

  • В «красной» зоне: города Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Атырауская, Актюбинская, Акмолинская, Алматинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская области.
  • В «желтой» зоне: Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Мангистауская области.
  • В «зелёной» зоне: Костанайская и Туркестанская области.

Если у вас есть чем поделиться с редакцией, пишите на почту редакции [email protected] или оставьте сообщение на наших страницах в социальных сетях Facebook и Instagram.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.