Анализ внутриполитических событий в Казахстане за последние годы показывает, что подготовка к династийному варианту транзита власти началась еще лет десять назад. И, судя всему, план должен был свершиться в 2020 году.

Десять лет назад вся страна довольно хорошо жила по принципу «сначала экономика, а потом политика». И на то были причины: наблюдался рост экономики и была благоприятная мировая экономическая конъюнктура. Мы тогда с полным основанием подали заявку на проведение зимней Олимпиады 2022 года. В общем, всё способствовало реализации плана династийного транзита.

Как раз к этому сроку должны были продлить полномочия первого президента без проведения выборов. Видимо, тогда посчитали, что выборы будут лишним элементом в подготовке к намеченному транзиту.

В конце 2010 года с соответствующей инициативой по проведению референдума выступил ректор Семипалатинского университета. Уже всё было готово для продления полномочий первого президента, но тогда против этого выступили США. В итоге первый президент отклонил референдум, и в апреле 2011 года состоялись президентские выборы.

Следует также сказать, что именно в этот период 2011 и 2012 годов разные общественные объединения и известные личности выдвигают первого президента на Нобелевскую премию за вклад в ядерное разоружение и укрепление мира.

Следующие президентские выборы состоялись в апреле 2015 года, на которых с 97,7% поддержки первый президент в очередной раз подтвердил свою власть. После этих выборов династийный транзит власти переходит в активную фазу.

Объявленные в мае этого же 2015 года пять институциональных реформ (современный государственный аппарат, верховенство закона, индустриализация, единая нация, подотчетное государство) ничего нового собой не представляли и, по сути, являлись таким отвлекающим маневром.

В ноябре 2015 года состоялся визит первого президента в Великобританию, и его там сопровождала заместитель премьер-министра, которая к тому же является его старшей дочерью. Сейчас по истечению определенного времени можно сказать, что это были первые зарубежные смотрины основного кандидата и претендента на династийный транзит.

В сентябре 2016 года заместитель премьер-министра уходит в Сенат и становится сенатором, чтобы в 2019 возглавить эту верхнюю палату парламента. В марте 2017 года по инициативе отдельных депутатов неизменность принципов первого президента будет закреплена в Конституции. Таким образом, была подготовлена юридическая база для династийного транзита власти.

Реализация плана должна была сопровождаться нашими внешнеполитическими успехами. Определенную роль в этом должно было сыграть наше непостоянное членство в СБ ООН. Этим также можно объяснить наши глобальные разоруженческие инициативы, которые мы озвучивали с трибуны ООН и других международных организаций.

В январе 2018 года сенатор и дочь первого президента сопровождает отца во время переговоров в Белом доме с президентом США. Это тоже были смотрины кандидата на династийный транзит. По итогам этого визита  будут достигнуты договоренности по сотрудничеству между Казахстаном по линии военных. Однако  это вызовет недовольство Москвы.

В мае 2018 года в Сочи перед саммитом ЕАЭС состоится неформальная встреча первого президента с ВВП (Владимиров Путиным — ред.), и после этого у них официальных встреч не было.

Первый президент будет участвовать вместе с другими главами государств на официальном открытии чемпионата мира по футболу в Москве летом 2018 года. Оттуда он полетит в Казань, где проведет встречу с бывшим главой Татарстана. Скорее всего, после этих встреч в первоначальный план династийного транзита власти будут внесены коррективы, и с учетом этого будут приняты другие меры.

В декабре 2018 года первый президент, находясь на посту главы государства, будет назначен председателем Совета ФНБ Самрук Казына.

В марте 2019 года первый президент сложит полномочия, и в стране появится второй президент.

На досрочных президентских выборах единый кандидат оппозиции, не дожидаясь окончательных результатов, признает свое поражение. И это при том, что, по некоторым данным, мог быть второй тур президентских выборов.

Дочь первого президента возглавит Сенат. Это назначение дало основание предположить, что уже на практике началась закладываться основа для династийного транзита власти. В октябре 2019 года она в качестве спикера сената совершит визит в Москву, где встретится с председателем Совета Федерации и премьер-министром.

5 марта 2020 года в Казахстана прилетит бывший президент РФ и встретится с первым президентом и действующим президентом Казахстана. Через пять дней уже первый президент полетит в Москву для встречи с президентом РФ. Из этого неожиданного визита в Москву можно предположить, что в столице Казахстана не удалось договориться по каким-то важным для транзита вопросам.

В апреле 2020 года спикер Сената обратится в Конституционный совет по по поводу некоторых моментов полномочий парламента. Следует отметить, что этот запрос был сделан после принятия действующим президентом некоторые указов, объявляющих в стране чрезвычайное положение в рамках борьбы с пандемией. Через месяц, в мае 2020 года, председатель Сената уйдет со своего поста.

Это был первый признак сбоя в первоначальных планах по династийному транзиту власти.

В ноябре 2020 года бывший спикер Сената появляется в предвыборном списке правящей партии «Нур Отан». Это, в свою очередь, дает основание сказать, что реализация династийного транзита власти будет через мажилис и через изменение формы правления государства.

Неслучайно лидер партии Ак жол на своем предвыборном съезде заявил, что президентская система первого президента выполнила свою историческую миссию и его партия сразу после выборов инициирует вопрос перехода к парламентской форме правления. Для сведения, в странах с парламентской формой власть в руках премьер-министра.

К выборам тщательно подготовились, чужих не пустили, а единственная официальная оппозиционная партия сама снялась с выборов. Но и на этот раз в планах произошел какой-то сбой.

По итогам выборов правительство осталось в прежнем составе, а лидер партии Ак жол свою обещанную инициативу уже не вспоминает.

Ключевым условием для династийного транзита власти является нахождение в высших эшелонах власти близких родственников первого президента. Кроме того, не без основания первый президент называет себя основателем государства, ибо вся система власти построена им и под него. Однако в нынешней действующей власти близких родственников первого президента, т.е. тех, кто подходит под династийный вариант, просто не осталось.

Исходя из всего изложенного можно с некоторой долей уверенности утверждать, что план династийного варианта передачи власти в Казахстане не реализовался и теперь вряд ли реализуется. А это обстоятельство уже полностью меняет весь политический расклад в стране.

Как было отмечено выше, главный временным ориентиром был 2020 год. После этого теперь слова первого президента, сказанные им в сентябре 2016 года, что «к 2020 году всё будет хорошо», приобретают другой смысл.

Видимо авторы династийного транзита предполагали, что к 2020 году за счет высоких цен на нефть у нас в Национальном фонде будет порядка 100 миллиарда долларов, успехи в экономике будут очевидны, получим зимнюю Олимпиаду и, может быть даже Нобелевскую премию за мир. Но не получилось.

Поправки в земельный кодекс и объявленный затем мораторий тоже имели отношение к династийным планам. Авторы, наверное, планировали решить земельную тему до транзита, но и здесь не получилось.

В общем вот такой расклад получается.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.