Судебные войны казахстанских властей с семьей молдавских инвесторов Анатола и Габриэля Стати в разное время велись в разных странах и разными методами.

В Казахстане это был грубый нажим и уголовное преследование. В Европе разбирательство сначала велось вокруг нарушения принципов Договора об Энергетической хартии (ДЭХ ) — юридически обязывающего международного договора, который Казахстан подписал, чтобы привлечь крупных иностранных инвесторов на Каспий, а затем Минюст РК открыл «второй фронт», пытаясь доказать мошенничество Стати со средствами «инвесторов» (тщательно избегая называть их). В США решили попробовать выйти на новую высоту, обвинив Стати в организованной преступности, но потерпели сокрушительный провал.

В настоящее время Минюст Казахстана решил пойти на эскалацию — не просто обвинить Стати в организованной преступности, но начать называть имена.  Для этого Минюст РК превратился в некое подобие «Викиликс», публикуя выдержки из платежек, которые удалось получить из латвийского банка Rietumu,  выполнявшего функции расчетного хаба для офшорной «сетки» фирм Стати.

По просьбам читателей, уже изрядно запутавшихся в происходящем, мы решили систематизировать хронологию этой очень долгой войны, которая уже вылилась в немыслимые траты для казахстанской казны.

 Казахский блицкриг

В 2008 году компании «Толкыннефтегаз» и «Казполмунай» — два казахстанских предприятия Ascom Group, становятся объектом масштабных проверок.

В 2009 году к расследованию подключается Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью во главе с Кайратом Кожамжаровым. В результате проверок руководство компаний было обвинено в работе без лицензий, а их доход («Казполмунай» — 147 млрд тенге, «Толкыннефтегаз» — 125 млрд тенге) признан незаконным. Директор «Казполмуная» гражданин Молдовы Сергей Корнегруца был арестован и приговорен к четырем годам лишения свободы, а трое его коллег были объявлены в международный розыск. 

В итоге весь казахстанский бизнес Ascom Group (стоимостью около 500 млн долларов США) оказался у национальной компании «КазМунайГаз».

Шведский арбитраж

26 июля 2010 года отец и сын Стати подали иск в международный арбитражный трибунал в Стокгольме, в котором обвинили Казахстан в невыполнении обязательств, взятых на себя по договору Энергетической Хартии и потребовали от правительства компенсации  — около 4 миллиардов долларов США.

19 декабря 2013 года трибунал удовлетворил требование Стати, но частично. Сумма компенсации составила 497,6 млн долларов США, плюс выплата процентов, а также оплата судебных расходов. Всего 541 миллион долларов.

Казахстан сразу же оспорил решение арбитражного суда в Апелляционном суде Стокгольма. Основанием для апелляции стал расчет компенсации издержек Стати за оборудование, поставленное в Казахстан для строительства Боранкольского газоперерабатывающего завода. По мнению Минюста РК, стоимость этого оборудования была завышена на 100 миллионов долларов.

В декабре 2016 года суд отказал в апелляции, и 9 декабря 2016 года решение Стокгольмского трибунала 2013 года вступило в силу. Казахстан отказался его признавать, и юристы Стати запустили процедуру принудительного исполнения решения международного трибунала в различных национальных юрисдикциях — США, Англии, Бельгии, Италии и других странах. Это позволяло им арестовывать активы, принадлежащие Республике Казахстан.

Исключение составила Британия. 6 июня 2017 года юристы Казахстана смогли добиться решения Высокого суда Англии о более тщательном изучении предоставленных Казахстаном доказательств и назначить отдельное судебное разбирательство. Другими словами, Высокий суд Лондона отложил легализацию решения Стокгольмского арбитража в Британии.

Европейский шторм

Осенью 2017 года на Казахстан обрушился девятый вал судебных решений.

В сентябре 2017 года окружной суд Амстердама разрешил арест акций «Самрук-Казына» в голландской компании KMG Kashagan BV., представляющей интересы Казахстана в консорциуме по освоению Кашаганского нефтяного месторождения. Тогда же были арестованы средств Нацфонда, которые были переданы в управление амстердамского подразделения банка BNY Mellon.

  • В октябре 2017 года арест был наложен на акции, которыми Казахстан владел в 33 публичных шведских компаниях.
  • 13 октября 2017 года суд Брюсселя наложил временный арест в отношении всех требований Казахстана и его Национального фонда к банку Bank of New York Mellon в Бельгии.
  • 30 октября 2017 года американский Bank of New York Mellon заморозил средства Национального фонда на 22 миллиардов долларов США. В этот момент Казахстан реально столкнулся с потерей суверенитета в отношении государственных активов, размещенных на Западе.

Угроза слегка отступила после того, как в январе 2018 года окружной суд Амстердама удовлетворил ходатайство Национального банка Казахстана о снятии ареста с активов Национального фонда РК на 22 млрд долларов в Bank of NewYork Mellon. 11 января 2018 года рассматривавший дело судья Сэр Роберт Ноулс признал исполнение арбитражного решения возможным только после полного рассмотрения доводов Казахстана о мошенничестве со стороны Анатолия и Габриеля Стати. Мошенничество Стати не было доказано.

 Американский фронт

Глава Минюста РК Марат Бекетаев решает открыть военные действия против Стати на новом фронте. 5 октября 2017 года адвокаты Министерства юстиции от имени Казахстана подали в Окружной суд Вашингтона (округ Колумбия) иск против Анатолия Стати, его сына Габриеля Стати, а также их двух компаний — Ascom Group S.A. и Terra Raf Trans Traiding Ltd. Основанием для иска стал закона США «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией». Таким образом, в деле Стати появилось обвинение в организованной преступности.

Этот иск должен был спасти Казахстан от риска легализации решения шведского арбитража в США, которая грозила арестом госактивов Казахстана, обнаруженных на территории Штатов. Но не спас.

23 марта 2018 года Окружной суд по Округу Колумбия вынес положительное решение на иск, поданный Стати о признании решения Арбитражного суда в Стокгольме.

13 ноября 2018 года апелляционный суд округа Колумбия отказал Казахстану в праве обжаловать решение от 23 марта.

30 марта 2019 года было принято решение об отказе в иске Минюсту РК.

12 августа 2019 года Окружной суд США по округу Колумбия во второй раз отклонил ходатайство Казахстана о прекращении иска Стати против Казахстана, заявив, что суд больше не будет мириться с тем, что Казахстан продолжает препятствовать усилиям по обнаружению (активов). Суд обязал правительство Казахстана представить документы об активах страны в США и за их пределами не позднее 8 ноября 2019 года.

15 октября 2019 года Верховный суд США отклонил 222 (!) ходатайства правительства Казахстана о пересмотре решения в отношении принудительного исполнения решения против РК.

И вот тогда правительство Казахстана в лице Министерства юстиции РК во главе с Маратом Бекетаевым решили пойти на обострение ситуации и начал «называть имена» — рассказывать, кому и на каких условиях выплачивали деньги Стати из фондов, полученных от корпорации Vitol — крупнейшей трейдинговой компании мира, связывают которую с именем зятя первого президента Казахстана Тимура Кулибаева.

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.