Окружной суд Амстердама принял решение отказать Национальному банку Казахстана, требовавшему выплатить 118 миллионов долларов, которые он потерял в результате заморозки счетов в банке BNY Mellon.

Счета были заморожены решениями голландского и бельгийского судов, принятыми в 2017 году после того, как правительство Казахстана отказалось выполнять решение Стокгольмского арбитража.

В декабре 2013 года Стокгольмский арбитраж обязал правительство Казахстана выплатить семье Стати около 500 млн долларов США за конфискованные в стране активы. Правительство платить отказалось, в результате чего Стати отправились в суды европейских стран, требуя в них выполнения этого решения. Одновременно они добивались заморозки всех возможных активов, принадлежащих Казахстану — для того, чтобы гарантировать выплату.

В результате отказ от уплаты полмиллиарда долларов привел к тому, что в Нидерландах Казахстан лишился контроля над активами на общую сумму 22,6 млрд долларов США. Эти активы хранились на счетах Национального банка РК в банке BNY Mellon — как в форме наличных средств, так и в ценных бумагах по договору, заключенному еще в декабре 2001 года.

Такой договор понадобился Казахстану для безопасного хранения на Западе денежных средств и активов, которые в будущем стали частью Национального фонда страны. Управлял этими средствами Национальный банк РК, который формально не являлся частью государственной финансовой системы. Таким образом предполагалось обеспечить защиту от исков, поданных против государства.

Напомним, что это был особый период в истории Казахстана, когда часть денег, полученных в результате раздачи нефтяных концессий, оказалась на счетах в Швейцарии, принадлежавших Нурсултану Назарабаеву, Акежану Кажегельдину и Нурлану Балгимбаеву. Впоследствии эти деньги пытались выдать за некий стабфонд республики. Но выглядела вся эта история не слишком правдоподобно.

Зато сейчас ситуация развернулась в обратную сторону. Тот факт, что активы и деньги Казахстана находились на счетах коммерческого банка и управлялись Национальным банком РК (не являющимся частью правительства), не смог обеспечить им надежную юридическую защиту.

Национальный банк Казахстана определил свои убытки от потери контроля за арестованными средствами как очень серьезные. Суд не стал оспаривать серьезность потерь, но отказался считать, что вину за это несут Стати. Отклонив иск, суд аргументировал свое решение тем, что «в данном случае не может быть и речи о незаконном взыскании, ведущем к ответственности за риск». Он также обязал Национальный банк РК покрыть судебные издержки Стати.

В завершение стоит отметить, что решение Национального банка РК подать иск противоречило предыдущим заявлениям министра юстиции Казахстана Марата Бекетаева о том, что Казахстан «не понес серьезных убытков» в результате своей политики по срыву выплаты компенсации. Однако убытки налицо.

Узнайте больше про противостояние Казахстана с молдавскими инвесторами в нашей специальной рубрике Дело Стати.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8 777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.  

 

И есть еще несколько способов  нас поддержать — они здесь.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Я вспоминаю историю, когда Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК, решив обосновать свою позицию в части позиционирования промыслового трубопровода на месторождении, принадлежавшем Стати, как магистральном, обратилось через КМГ в транспортные компании ( КТО, КТГ ) с письмом дать свою позицию. Естественно получило ответ, что данный трубопровод не является магистральным, т.е.нарушений со стороны Стати (как это очень хотелось ответсекретарю министерства Сафинову К., ныне сенатор )в этой части ( незаконное использование машистрального трубопровода) нет.
    Такую историю мне поведал в свое время работник одной из вышеуказанных компаний.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.