Сегодня я расскажу о цене вакцины. Когда говорят, что для граждан она бесплатная, это не совсем так. Казахстанцы уже оплатили её через взносы в ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.

(Примечание. Все приведённые цитаты и цифры могу подтвердить ссылками на первоисточники: просто решил не перегружать ими пост.)

СКОЛЬКО СТОИТ SPUTNIK V?

По какой же цене продается вакцина Sputnik V, которая доминирует в Казахстане?

На сайте вакцины пишется, что она не будет превышать десяти долларов за одну дозу. То есть за один флакон. Для некоторых стран дальнего зарубежья так оно и вышло. В начале июля Россия выкупила у Словакии 160 тысяч доз неиспользованной вакцины Sputnik V. Причём по той же цене, что и продала – 9 долларов 95 центов за одну единицу. (У меня только остался вопрос: «одна единица вакцины» означает один компонент или два?)

А по какой же цене Россия поставила Sputnik V Казахстану?

5 декабря 2020 года российский Минздрав заявил, что предельная цена на Sputnik V будет 1942 рубля. По тому курсу это 26 долларов за два компонента.

В общем, понятно. Сначала пишут, что цена за один флакон не будет превышать 10 долларов. А потом – что предельная цена составит 13 долларов. Разница вроде небольшая, но если умножить на десятки миллионов доз – то совсем даже и не маленькая.

ЧТО ГОВОРИЛИ НАШИ ЧИНОВНИКИ?

Что говорили о цене наши чиновники? Вот что сообщил 22 декабря 2020 года зампред Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК Нурлыбек Асылбеков: «Вакцина Sputnik V казахстанцам обойдется дороже, чем россиянам» — из-за логистики, трансферта технологий и так далее.

27 января этого года первый вице-министр здравоохранения Марат Шоранов на брифинге сказал, что 2 миллиона доз (надо полагать, из двух компонентов) будут закуплены напрямую в России по 20 долларов. И на это выделено 16 миллиардов 800 миллионов тенге, или примерно 40 миллионов долларов.

Шоранов также сказал, что стоимость Sputnik V, независимо от того, где он произведен: в России или в Казахстане, – будет одинаковой. И тем самым опроверг слова Нурлыбека Асылбекова, сказанные месяцем ранее, что казахстанцам вакцина обойдется дороже, чем россиянам.

Однако Марат Шоранов тут же добавил, что цены, в зависимости от партий вакцины, «в различный период могут варьироваться от 20 до 26 долларов». Что это за премиум-партии и особые периоды, когда цена будет взлетать на треть, первый вице-министр, конечно, не пояснил.

Но сообщил другую важную информацию: «Окончательная сумма будет объявлена после подписания договоров и предоставления окончательного коммерческого предложения».

Вспомним, когда проходил брифинг, — 27 января. Через 5 дней, 1 февраля, в Казахстане началась массовая вакцинация. О чем премьер Мамин объявил еще в конце декабря 2020 года. То есть накануне начала прививок они ещё не подписали договоры о поставках.

Марат Шоранов назвал ещё одну интересную цифру: «В бюджете заложены средства на обеспечение 10 миллионов человек — как казахстанской, так и российской и, возможно, другими [вакцинами] – это порядка 50 миллиардов тенге».

ПРОСТЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Давайте сделаем небольшие арифметические упражнения.

50 миллиардов тенге – это примерно $120 млн. Из них $40 млн мы с вами уже потратили. Остается $80 млн.

$40 млн мы потратили на закупку 2 миллионов доз вакцины по 20 долларов — из 10 миллионов двойных доз, которые требуются Казахстану. Нам осталось закупить или разлить самим 8 млн двойных доз. И привить 8 млн человек. Но хватит ли на это денег?

Мы помним, что они двойные дозы по 20 долларов. А у нас в бюджете осталось на эти цели $80 млн. Делим их на 20.

Получаем 4 миллиона двухкомпонентных вакцин.

Ещё 4 миллиона человек остаются не при делах. Без вакцины. Так надо понимать? Или они купят более дешевую вакцину? Вы думаете, Шоранов что-нибудь объяснил?

Я давно заметил, что чиновники, которые зачитывают цифры на брифингах, никогда не дают себе труда позаботиться, чтобы эти цифры хотя бы бились. То есть сходились. Или чтобы они, чиновники, сами не противоречили тому, что говорили раньше их коллеги.

ДЕМПИНГ ЕСТЬ, НО НЕ ПРО НАШУ ЧЕСТЬ

25 февраля 2021 правительство России объявило о двукратном снижении предельной отпускной цены на вакцину. Отныне она составила 866 рублей 81 копейку. По рублевому курсу это было 11 долларов 75 центов.

Но Казахстана снижение цены не коснулось. 17 марта главный санитарный врач Казахстана Ерлан Киясов объяснил это так: «Правительство России приняло решение о субсидировании стоимости «Спутника» на внутреннем рынке. Вопрос снижения цены за пределами РФ они не рассматривали».

Он также заявил, что Минздрав Казахстана продолжает закупать российскую вакцину «по ранее оговоренной цене». А какая это цена – ранее оговорённая?

«СК-Фармация» покупает вакцину Sputnik V, произведённую на базе Карагандинского фармацевтического комплекса, по цене 26 долларов за два компонента. У России вакцины закупают по той же цене.

Значит, Казахстану, одному из ближайших союзников России, которых у неё почти не осталось, российская вакцина достается на 30 % дороже, чем какой-то посторонней Словакии. Почему так? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Наверное, об этом нужно спросить участников переговоров с российской стороной.

НАГЛЫЙ ОТВЕТ ВИЦЕ-МИНИСТРА

Мои коллеги Джамиля Маричева и Анастасия Яцун из отличного проекта Protenge.kz, которые занимаются расследованием на ту же тему, так и поступили.

Приведу цитату из ролика, который появился на днях в инстаграме: «Мы написали запрос в канцелярию премьер-министра на имя Аскара Мамина и задали ну очень простые вопросы про объёмы закупок вакцин и их стоимость. Канцелярия премьер-министра отписала наш запрос в Минздрав, а оттуда мы получили неожиданный ответ за подписью вице-министра здравоохранения Жандоса Буркитбаева. В документе за подписью замминистра написано, что сведения о ценах вакцины – конфиденциальные. По закону о доступе к информации бюджетные расходы не могут быть конфиденциальными».

Вице-министр демонстративно наплевал на закон о доступе к информации. Ответ Буркитбаева означает только одно: ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ.

Но его ответ, несмотря на всю свою наглость, имеет один несомненный плюс. Он даёт возможность невозбранно строить какие угодно версии и предположения. Опираясь, естественно, на факты. И причём строить с обвинительным уклоном.

Для начала я предположу, что предельная цена на вакцину была выгодна обеим сторонам – и российской, и казахстанской. Чем выше маржа – тем бОльшую долю от сделки можно получить. Сперва определим потенциальный размер этой маржи.

Разница между предельной ценой $26 и средней ценой $20 составляет $6 долларов за одну двухкомпонентную дозу вакцины. Умножаем на потребность в 10 миллионов доз. Получаем $60 млн потенциальной маржи.

Теперь давайте поймем – кто игроки? С российской стороны – Институт Гамалея, Минздрав, РФПИ – российский фонд прямых инвестиций. И заводы, производящие вакцину.

С казахстанской – Минздрав, «СК Фармация» и Карагандинский фармацевтический завод, где российскую вакцину и разливают. Для меня в этой тройке интереснее всего Карагандинский завод.

ГДЕ-ГДЕ? В КАРАГАНДЕ!

Когда стало известно, что Sputnik V будут разливать в Караганде, помню, очень многие удивились. Что за завод? Никогда не слышали. Есть же более известные. Например, «Химфарм» в Шымкенте. Постепенно эта загадка нашла банальное объяснение.

Зайдём в любимую базу данных adata.kz и посмотрим, что пишут про Карагандинский фармацевтический завод. Оказывается, он не вчера создан. Ему уже 25 лет. Фамилии руководителя Евгений Толоконников и учредителя Марлен Нурбеков мне ни о чём не говорят.

Однако этот завод входит в Карагандинский фармацевтический комплекс. И там уже поинтереснее. Смотрим, кто учредитель: ТОО «Неотекфарм».

Зайдём на «НеоТекФарм». И посмотрим учредителей. Четыре физлица: Виктор Харитонин, Андрей Реус, Андрей Дементьев. И Боранбаев Кайрат Советаевич. Последняя фамилия – совсем уж знакомая (см. скриншот 1).

Конечно, я не открыл Америки. То, что Кайрат Боранбаев является совладельцем Карагандинского фармкомплекса, было известно многим. Об этом ещё в мае писал Forbes Kazakhstan: «[Кайрат Боранбаев] совместно с российским миллиардером Виктором Харитониным и еще двумя партнёрами является собственником ТОО «НеоТекФарм», в которое входит Карагандинский фармкомплекс, разливающий российскую вакцину «Спутник V» (см. скриншот 2).

Азаттык ещё в феврале рассказал, кто является партнерами Боранбаева: «Владельцами «НеоТекФарма» выступают бывшие члены российского правительства Андрей Дементьев и Андрей Реус, работавшие вице-министрами промышленности (Дементьев в 2008-2012 был замминистра промышленности и торговли Христенко, а Реус в 2004-2007 – замминистра промышленности и энергетики РФ. – В. Б.). И бизнесмен Виктор Харитонин, состояние которого – 2 миллиарда 400 миллионов долларов».

Это устаревшие сведения. Уже на миллиард больше (см. фото Харитонина).

И далее: «Предприятие Харитонина в России, научно-исследовательский центр «Генериум», является одним из производителей вакцины Sputnik V».

Видите, как всё удачно сложилось. И бывшие российские вице-министры в доле. А российский олигарх и в России, и в Казахстане имеет свечные заводики. То есть вакцинные.

КТО ТАКОЙ КАЙРАТ БОРАНБАЕВ?

Расскажу тем, кто не знает, про Кайрата Боранбаева. В юности он больше 10 лет трудился детским тренером. Затем ушёл в бизнес. С 2006 по 2014 работал в компании КазРосГаз – председателем правления, потом гендиректором.

Широкой публике Кайрат Советаевич стал известен после 31 августа 2013 года, когда выдал свою дочь Алиму за Айсултана Назарбаева. Внука первого президента и сына Дариги Назарбаевой. Позже пара развелась. А год назад Айсултана не стало. Иманды болсын.

В 2016 Кайрат Боранбаев впервые попал в список Forbes Kazakhstan «50 богатейших бизнесменов Казахстана» с состоянием $350 млн. В этом году его активы выросли до $590 млн. За прошлый год, когда началась пандемия и многие бизнесы разорились, Кайрат Советаевич, судя по рейтингу Forbes Kazakhstan, стал богаче на $71 млн.

В конце марта этого года премьер-министр Словакии подал в отставку. Из-за совершеннейшей чепухи — за то, что распорядился закупить Sputnik V, не посоветовавшись с партнёрами из правящей коалиции. Тогда же из-за скандала со «Спутником» ушли министр труда и глава Минздрава Словакии.

Можно себе представить, какой скандалище разразился бы в любой европейской стране, если бы стало известно, что член семейного клана бывшего или действующего главы государства получил крупный государственный подряд на производство или розлив вакцины.

Но я совершенно не в силах представить, чтобы у нас могло быть как-то иначе.

ОБРАЩЕНИЕ К ТОКАЕВУ И ЦОЮ

Обращаюсь к президенту Токаеву и министру здравоохранения Цою.

Касым-Жомарт Кемелевич и Алексей Владимирович! Никакой конфиденциальности и коммерческой тайны с бюджетными деньгами и поставками вакцины БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Поэтому выкладывайте все расходы на вакцину в открытый доступ: кому, сколько, по какой цене и за какие объёмы было заплачено.

Все эти ваши тайны являются одной из главных причин – прямой или косвенной, не важно — того, что в стране растут ряды противников вакцинации. И, как следствие, растёт смертность от коронавируса.

Ваши политические игры вокруг «Спутника» привели к тому, что в глазах многих граждан оказалась дискредитирована сама вакцина.

Хотя она тут совершенно ни при чём.

Перепечатано со страницы Вадима Борейко в Facebook с согласия автора. 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.