Заседания правительства Казахстана стали похожи на те, что были в советские времена, когда публичная часть сводилась к оглашению неких успехов — комбайнеры намолотили, доярки надоили, шахтеры добыли. И неважно, что кризис на дворе и что растет число тех, кому не на что жить.   

ВВП наше все

Заседание правительства от 24 августа не стало исключением из правил.

Глава Национального Банка РК Ерболат Досаев доложил на этом заседании, что на фоне улучшения внешних условий и действующего фискального стимулирования продолжается восстановление национальной экономики. Правда, происходит это на фоне низкой базы прошлого года, но это уже частности. Ведь экономика восстанавливается «благодаря антикризисным инициативам главы государства» (а как же иначе?).  

«За 7 месяцев текущего года (экономика – авт.) выросла на 2,7%. По итогам года Национальный Банк ожидает возвращения к докризисному уровню с ростом ВВП до 3,7%», — подчеркнул главный банкир.

Неплохо, но, как ни крути, а экономический рост страны должен отражаться на уровне жизни граждан тоже со знаком «плюс». Вот только как найти обычного гражданина, для которого жизнь за семь месяцев текущего года стала слаще?

Показатель ВВП при всей своей важности не позволяет измерить качество жизни людей. По данным Международного валютного фонда (МВФ), ВВП на душу населения в Казахстане составил по итогам прошлого года 8,7 тысяч долларов США. Согласитесь, было бы хорошо, если бы каждому из нас упало в карман почти 9 тысяч американских денег. Не золотые горы, но все же существеннее средней зарплаты.

Но, увы, ВВП на душу населения — это условность, это фактически то, что произвел, продал и купил каждый житель нашей страны. А поскольку кто-то из нас «произвел-продал-купил» больше, а кто-то – меньше, то ВВП превращается в среднюю температуру по больнице.

Более того, в ВВП не находит отражения ряд факторов, которые влияют на благосостояние граждан и удовлетворенность их жизнью.

Еще более полувека назад американский политик Роберт Кеннеди, критикуя чисто экономический подход к оценке общественного благосостояния, сказал:

«ВВП не учитывает состояние здоровья ваших детей. В него не входят интеллектуальный уровень политических дискуссий или честность государственных мужей. В нем нет ничего от нашей смелости, нашей мудрости и преданности Родине. Он содержит в себе перечень всего, кроме того, что делает нашу жизнь прекрасной».

Казалось бы, он (ВВП на душу населения) и не должен говорить о, скажем, здоровье, у него другая задача. Но для рядового казахстанца здоровье гораздо важнее роста ВВП. И если бы наши министры вслед за докладом о росте экономики докладывали, что завтра заболевший казахстанец, условно, получит на две таблетки больше, то это был бы зачет.

По правилу трех «П»

Возвращаясь к докладу главы Нацбанка, интересным был в его изложении и прогноз инфляции на текущий год и на пять лет вперед. На этот год господин Досаев не стал обещать ничего хорошего:

«По оценкам Национального Банка, с учетом внешнего инфляционного фона, сохраняющихся внутренних дисбалансов со стороны предложения, а также продолжающихся мер фискального стимулирования, инфляция к концу 2021 года ожидается в коридоре 6-7%».

Но дальше – прямо именины сердца: в соответствии с прогнозом социально-экономического развития на 2022-2026 годы, инфляция в 2022 году снизится до 4-6%, в 2023-2024 – до 4-5% в 2025-2026 — до 3-4%. Произойдет это за счет «реализации пакета мер антиинфляционного реагирования» (каких – конкретно не расшифровывается).

Я – не банкир и не экономист, чтобы спорить с расчетами специалистов Нацбанка. Но, глядя на существующее положение вещей, я не вижу предпосылок к тому, чтобы завтра потребительские цены приостановили свой стремительный рост. И это – даже не по ощущениям собственного кармана, а по официальным данным.

Красивую инфляционную картину, нарисованную главой Нацбанка, подпортили коллеги из Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Как следует из отчета АЗРК, размещенного на официальной странице ведомства 24 августа, с начала года цены на самые необходимые продукты выросли в Казахстане на 10,4%.  А за аналогичный период 2020 года рост цен составлял всего 4,9%.

Рост цен специалисты Агентства отметили и в более краткосрочном периоде. Так, цены на социально значимые пищевые продукты (СЗПТ) выросли с 10 по 17 августа 2021 года на 0,1%, тогда как аналогичный период 2020 года характеризовался снижением цен на 0,4%.

Госстатистика, правда, не та вещь, в которую можно верить безоговорочно. Но в «заочном споре» АЗРК и Нацбанка веры больше первым, потому что у них – конкретные цифры, а у банкиров – весьма неконкретные «меры антиинфляционного реагирования».

Прогнозы Нацбанка представляются в данном контексте реализацией правила «трех П», когда данные берутся с пола, потолка или высасываются из пальца. И заметьте, данные эти всегда лучше реальной картины.

Какой у безработных спрос?

Еще один интересный вывод сделал глава Нацбанка в своем докладе. Рассказывая на заседании правительства о платежном балансе, он отметил, что «…импорт товаров будет поддерживаться ростом платежеспособного спроса населения и бизнеса…»

На чем основаны эти смелые утверждения? Наверное, Ерболат Досаев верит в рост средней зарплаты: по данным Бюро национальной статистики, если в мае текущего года она составляла 232 347 тенге, то в июле уже 252 766 тенге.

Однако реальная картина иная. В результате обвала рынка общественного питания в условиях пандемии (35 тысяч заведений с начала пандемии закрылись) более 500 тысяч казахстанцев, задействованных в этой отрасли, в силу банкротства заведений остались без работы. Эти данные были обнародованы на пресс-конференции рестораторов, которая состоялась также 24 августа.

И это только одна отрасль бизнеса. В торговле и сфере услуг цифры наверняка будут сопоставимыми.

Еще одну способность казахстанцев «увеличивать платежеспособный спрос» отметил финансовый консультант Расул Рысмамбетов. По его наблюдениям, в Алматы вновь появились стихийные базарчики, где горожане пытаются продавать всякую утварь, чтобы не скатиться в откровенную нищету. Цитата:

«Обычно продают вещи из дома — отрезы, мясорубки (кому нужна мясорубка, если нет денег на мясо?), книги (зачем читать, если знания и культура не в почете?), лишние плечики (кому они нужны если вся одежда износилась?)».

Между тем, в правительстве вместо того, чтобы обсуждать реальные проблемы реальных людей, продолжают гордиться экономическим ростом.

В связи с этим вспоминается фраза Владимира Ульянова-Ленина: «Страшно далеки они от народа». Вождь трудового пролетариата сказал эти слова о других личностях. Но знай он чиновников правительства Казахстана, то, вероятно, повторил бы эту фразу и в их адрес.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.