Вот уже больше года на казахстанско-китайской границе творится нечто невообразимое. Товарам, предназначенным для третьих стран и проходящим по Казахстану транзитом в рамках программы  Шелковый путь», открыта зеленая улица. А тем, что казахстанские бизнесмены закупают в Поднебесной, не находится места для перевозок, и закупленные товары стоят мертвым грузом.  

В итоге экспедиторы поднимают цены на свои услуги, так как простой стоит денег, а у покупателей грузов летят производственные планы — они сокращают производство, и, соответственно, падают платежи в бюджет.

При этом правительственные структуры, по словам предпринимателей, бездействуют, хотя урегулирование ситуации возможно, если занять в переговорах с Китаем более жесткую позицию.

На совместной пресс-конференции казахстанские экспедиторы и производители озвучили ряд цифр, характеризующих сложившийся кризис.

По данным экспедиторов, которые озвучила руководитель фирмы SEVENR LOGISTICS LLP Оксана Сорокина, в порту Циндао, транзитном для стран Юго-Восточной Азии, скопилось более 3000 контейнеров грузов для Казахстана, а на различных железнодорожных станциях застряло порядка 5000 контейнеров – и это только для покупателей, ведущих бизнес в Алматы. Станции на данный момент перестали принимать контейнеры для Казахстана к отгрузке, и грузы хранятся на складах экспедиторов.

«Первая проблема – дефицит контейнеров, который породил высокие цены на доставку грузов. Наши контейнеры стоят на складах временного хранения в Казахстане, мы не можем их использовать, так как с китайской стороны либо вообще отсутствует план на отправку порожних контейнеров в Китай, либо отправка эта крайне ничтожна. Отсутствие подвижного состава на границе породило пробки на китайской территории, и Китай стал ограничивать и вообще отменять блок-поезда в Казахстан.

В течение последнего месяца мы наблюдаем большое количественное несоответствие контейнеров к платформам (в силу разницы ширины железнодорожного полотна между Казахстаном и КНР на пограничных станциях идет перегрузка контейнеров с китайских платформ на казахстанские – авт.). Так, на станции Алтынколь может скапливаться до 4000 контейнеров в ожидании перегрузок – и для них предоставляется только 250–300 платформ.

Причина дефицита состоит в том, что, когда Китай закладывает план перевозок, наша сторона его никак не оспаривает. И когда Китай заявляет огромное количество блок-поездов для транзита и минимальное количество для Казахстана, мы полностью это принимаем, не корректируем», — рассказала Сорокина о причинах столь плачевного состояния дел.

В том, что казахстанские власти по каким-то необъяснимыми причинам не в состоянии решить эту проблему, экспортеров поддерживают и производители.

Эксперт Ассоциации «Масложировой союз Казахстана» Геннадий Вейцман говорит, что куда бы импортеры ни обращались, чиновники либо присылают стандартные отписки в духе «денег нет, но выдержитесь», либо делают вид, что это их вообще не касается.

«Мы просим государство использовать все ресурсы для урегулирования вопроса поставок из Китая вплоть до прямых контактов первых лиц. А также ввести зеркальное ограничение по пропуску китайского транзита по нашей железной дороге — до того момента, пока грузы, следующие в адрес казахстанских грузополучателей, не будут доставлены в Казахстан. Нужно перестать переживать за исполнение международных соглашений в ущерб отечественному бизнесу, перестать переживать о том, кто и что о нас подумает, а начать думать об интересах граждан нашей страны», — заявляет предприниматель.

При этом он обращает внимание на то, что вышеозначенная проблема – это проблема какого-то абстрактного бизнеса, потому что так или иначе она коснется каждого из казахстанцев. Наше внутреннее производство, и это не секрет, глобально зависит от импортных поставок (сырье, компоненты, запчасти), и Китай тут – первый поставщик. А так как бизнес из-за несвоевременной поставки того или иного компонента несет убытки и закладывает их часть в отпускные цены, в повышении цен на всё и все эта проблема играет не последнюю роль.

В том, что бизнес несет потери, спикеры пресс-конференции не сомневались. По словам председателя правления Союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимура Жаркенова, они могут исчисляться «миллионами миллионов», что в ближайшее время еще предстоит зафиксировать.

В свою очередь директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева привела конкретные цифры: консолидированные потери компаний данной отрасли уже составили 10,7 млрд. тенге.

«У нас традиция — сохранять лицо перед другими странами. Тем более что транзит это большой стабильный доход. Наверное, это хорошо, но все должно быть в разумных пределах. Эта выгода позволяет хорошо себя чувствовать определенным структурам, но большинство казахстанцев – в ущербе.

Поэтому мы просим министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди совместно с министром индустрии и инфраструктурного развития Бейбутом Атамкуловым установить паритет на железнодорожной границе: 1 транзит в Европу = 1 импорт в РК = 1 экспорт из РК; увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю (сейчас 1 в неделю); добиться от КНР увеличения количества фур до 700 в день на автомобильной границе в Хоргосе, до 100 фур на Алашанькоу, до 40 фур на Набахты, открыть Майкапчагай», — перечислил требования экспедиторов и покупателей китайских грузов Тимур Жаркенов.

«В случае невыполнения просьб (…) предприниматели предлагают остановить транзит через Казахстан в Европу», — говорится в обращении к правительству, которое подписали представители более 20 отраслевых объединений и субъектов бизнеса. Срок для решения проблем они определили до 1 ноября текущего года 

Пойдет ли правительство на такой шаг? Очень сомневаемся. По понятным причинам.

Между тем Тимур Жаркенов в комментарии KZ.media выразил уверенность, что при желании ничего невозможного нет:

«Мы поставили себя на место лиц, принимающих решения, и полагаем, надо применить те же самые меры, что проводят китайцы. Они как мотивируют? Например: у нас люди заболели – мы меры приняли и всё, а остальные делайте, что хотите. На самом деле мы тоже можем «заболеть» и среагировать таким же образом, как китайцы.

Если наши правительственные чиновники захотят этот вопрос решить – они его решат.

Мы буквально сегодня (21 октября —  авт.) присутствовали на встрече правительственного уровня с китайской стороной, и увидели, почему у нас это все так отвратительно решается. Дело не в том, что китайцы – «суперплохие», наши чиновники просто не умеют разговаривать. Из часовой встречи они просто полчаса молчали, естественно, диалога не получается. Те люди, что призваны решать проблемы, ничего не делают – только  создают вид деловой активности». 

МЕЖДУ ТЕМ

 

В «Казахстан Темир Жолы» докладывают, что,несмотря на сложную ситуацию на границе, отмечается рост товарооборота железнодорожным транспортом между РК и КНР на 2%. Для наглядности, что «процесс идет», национальная компания в начале октября текущего года даже вывезла представителей ряда СМИ на приграничную с КНР станцию Алтынколь и крупнейший сухой порт в Центральной Азии KTZE-Khorgos Gateway. На месте топ-менеджеры «КТЖ» доложили, что объем грузовых перевозок между Казахстаном и Китаем неуклонно растет: если в 2020 году он составил более 21 миллиона тонн, то по итогам 2021 года ожидается более 25,2 миллиона тонн.

 

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8 777 681 6594  или на номер карты 5169 4971 3344 9037.  

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.