Молодежь в Казахстане поддерживает демократические ценности, но при этом не готова к активной политической деятельности. К таким выводам пришли социологи в ходе исследования «Молодежь в Казахстане: оценка ценностей, ожиданий и стремлений-2021», проведенного Фондом Эберта.

Не так давно мы описывали портрет «среднего» казахстанца. И он получился неоднозначным: по многолетним наблюдениям, проводимым «Стратегией», казахстанцы в большей части недовольны проводимой государством политикой, но при этом предпочитают приспосабливаться к существующим реалиям или покидать страну, нежели чем активно протестовать и участвовать в политической жизни.  

Казалось бы, молодежь — люди, родившиеся и выросшие в независимом Казахстане, – должны иметь несколько иные ценностные ориентиры. Однако исследование показало, что это не так.

В ходе опроса они продемонстрировали высокую зависимость от государства в плане  поддержки и обеспечения справедливости, что, считают исследователи, «отражает преемственность советского социалистического наследия». 

Впрочем, по сравнению с результатами аналогичного исследования 2016 года, значительно увеличилось количество тех, кто недоволен уровнем демократии в стране. Правда при этом совсем незначительное количество готово предпринимать какие-то определенные действия для изменения ситуации.

Исследование еще раз подтвердило довольно распространенное явление, что молодежь в массе своей аполитична. Этим, возможно объясняется  пассивность молодежи в Казахстане, в отличие от, к примеру, их сверстников в соседнем Кыргызстане, где основная протестная масса — молодые люди. 

В период с 17 февраля по 9 апреля 2020 года Фонд Фридриха Эберта провел масштабный опрос среди молодежи и молодых взрослых в Казахстане.

 

В нем приняли участие около 1 000 молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет.

 

По статистике, молодые люди, то есть лица в возрасте до 30 лет, составляют половину населения Казахстана.

Так, согласно результатам опроса, половина респондентов (54,7%) считает демократию хорошим типом правления, столько же поддерживают концепцию, согласно которой необходимой чертой демократии является наличие политической оппозиции. За последние четыре года количество тех молодых, кто не удовлетворен демократией в Казахстане, увеличилось более чем в пять раз — с 5,2% в 2016 году до 28,9% в 2020 году.

«Это разочарование может быть связано с такими политическими событиями, как переименование столицы и президентские выборы 2019 года — оба события сопровождались акциями протеста и задержаниями протестующих», — пишут авторы исследования.

Вместе с этим каждый четвертый опрошенный поддерживает авторитаризм.

А 27,8% согласны с тем, что некоторые конфликты можно разрешить только с применением силы.

Но, как отмечено выше, молодые граждане остаются неактивными в политической жизни. Почти половине респондентов не интересна политика, политпроцессами интересовался только каждый десятый, и только треть приняла участие в последних парламентских выборах.

Отмечается, что отсутствие интереса к политической жизни влечет за собой низкий уровень готовности брать на себя политическую роль – подавляющее большинство молодых людей (80%) заявило, что не хочет заниматься политикой.

Всего 2,6% сообщили, что участвовали в демонстрациях, и 15,3% респондентов не исключили возможность участия в демонстрациях в будущем.

Политическим лидерам доверяют всего 13,8% молодых казахстанцев. Но президенту доверяет почти половина молодых граждан – глава государства остается фигурой, стоящей над всеми остальными институтами власти, способной решить все вопросы и конфликты. Уровень доверия к правительству и парламенту оказался ниже, чем к президенту – им доверяет чуть больше трети.

При всем при этом больше 70% респондентов считают, что именно государство должно взять на себя больше ответственности в поддержке населения. Большинство из них уверено, что государство должно полностью сосредоточиться на обеспечении прав и свобод человека, улучшении положения молодежи, социальной справедливости и социальных льгот для всех и сохранении окружающей среды.

«Это глубокое ожидание от правительства особенно поразительно, учитывая выражение молодежью незаинтересованности в политике, относительное политическое бездействие, а также минимальные индивидуальные усилия. Только 36,7% молодых граждан считают, что упорный труд может улучшить жизнь.

Обнажается конфликт: кажется, что молодые люди предъявляют высокие требования к предоставлению государством общественных благ, но не желают прилагать собственные усилия для достижения социальной справедливости и повышения уровня жизни.

Такая высокая зависимость от государства в плане социальной поддержки и обеспечения справедливости отражает преемственность советского социалистического наследия», — говорится в исследовании.

Если говорить о таком аспекте, как образование, то удовлетворены его качеством меньше половины, а четверть, напротив, совсем не довольны. 45% молодых людей предпочли бы получить диплом за границей, причем большинство хочет учиться в США, странах Европейского Союза или в России.

Каждый десятый опрошенный заявил, что найти работу в Казахстане очень сложно. Одним из наиболее распространенных препятствий на пути к трудоустройству авторы исследования называют то, что многие молодые люди не идут работать по своей образовательной специальности, что свидетельствует о несоответствии теоретических знаний практическим навыкам. Недаром на вопрос о важности различных факторов для трудоустройства большинство респондентов упомянули «опыт работы». При этом половина указали, что для удачного трудоустройства очень важны связи и знакомства.

Эти факторы в полной мере отражают то, что только пятая часть опрошенной молодежи имеют полную занятость, 3,1% заняты неполный рабочий день, 11% относят себя к самозанятым. Эти показатели контрастируют с большим процентом (38,6%) безработной молодежи, которая не ищет работу в данный момент.

Несмотря на это, только 11,5% молодых казахстанцев намерены сменить место жительства, каждый шестой опрошенный склоняется к этому, а более 60% не планируют мигрировать в другую страну.

Те, кто намерены уехать, хотят таким образом повысить уровень жизни, также в качестве движущей силы называли высокое качество образования и привлекательность жизни в другой культуре. Популярным местом эмиграции являются США, за ними следуют Россия, страны Европейского Союза и Канада.

Радует, что с социальным самочувствием у молодых казахстанцев все в порядке: 54,3% респондентов сказали, что экономическое благосостояние населения в течение следующего десятилетия улучшится. Как говорится, дай-то бог.

Что касается развития казахского языка, и особенно перехода от кириллицы к латинскому алфавиту, то 56% опрошенных не одобряют данный переход, и только треть — поддерживает. Многие молодые люди считают, что есть другие важные задачи, которые необходимо решить в первую очередь.

61,3% опрошенных заявили, что с коррупцией нельзя мириться. Лишь каждый десятый заявил, что иногда это может быть принято.

65,7% респондентов заявили, что однополые отношения никогда не должны приниматься, в то время как только 7,7% и 4,8% соответственно заявили, что их можно принимать «иногда» или «всегда». Гомосексуальность особенно сильно отвергается представителями мужского пола.

Согласно данным исследования, молодые люди, несмотря на свою аполитичность, серьезно относятся к международной репутации страны. Большинство опрошенных, похоже, согласны с тем, что роль Казахстана на международной арене должна быть усилена. Интересно, что это имеет особое значение для молодежи из числа этнических казахов.

Отмечается также, что казахская молодежь наиболее позитивно оценивает будущее страны по сравнению с молодежью русского происхождения.

Столь невысокое участие казахстанской молодежи в политике можно объяснить и неучастием в ней общества в целом. Так, в России картина с Казахстаном весьма схожа. И российский социолог Наталия Зоркая считает, что нарастающее недовольство властью, отказ от действий, пассивно-адаптивное поведение своим детям передают родители.

 

Иная картина наблюдается в странах, где реальная политическая борьба стала действительностью, а не декорацией. Например, в Кыргызстане сейчас молодежь является наиболее активной группой общества.

 

Опыт так называемых «оранжевых революций» в Украине и том же Кыргызстане показывает, что и в их ходе, и в последующей жизни именно молодежь является основной движущей политической силой. Более того, в этих странах молодежь своими массовыми публичными действиями способна существенно изменить характер политического режима.

В целом же исследовательский проект показал, что на основании данных этого опроса невозможно сформировать единый и завершенный образ молодежи РК.

Полную версию исследования можно почитать здесь.  

 

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА! 

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ! 

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8 777 681 6594  или на номер карты 5169 4971 3344 9037.  

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

 

 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.