Пандемия коронавируса Сovid-19 стала удобной ширмой для казахстанских чиновников, прикрывшей их полную профнепригодность. К такому выводу пришли наши собеседники, подводя итоги уходящего года.

Под занавес уходящего года мы попросили дать ему оценку наших постоянных авторов и экспертов – тех, кто все это время помогал нам рассказывать о важных событиях и объяснять их.  

Пятерка двоечников в кабмине

Политолог Санжар Бокаев в комментарии KZ.MEDIA отметил, что по ожиданиям властей уходящий год должен был стать годом постковидного восстановления экономики. Однако экономическая ситуация продолжает ухудшаться, и 2021 год может запомниться самой высокой инфляцией за последние десять лет.

Видеокадр интервью с ютубканала «Гиперборей»

«В политической же сфере следует отметить, что уходящий 2021 год целиком и полностью разрушил концепцию «слышащего государства», а сама инициатива, принадлежащая президенту РК Касым-Жомарту Токаеву, оказалась настолько дискредитированной, что о ней даже неудобно стало говорить. В этом контексте следует вспомнить вечно «убегающих» от журналистов министров, в том числе и главу кабмина. В целом данное правительство зарекомендовало себя, как самое некомпетентное», — считает Санжар Бокаев.

Он даже составил свой топ-5 министерств, работа которых оказалась по-настоящему провальной.

«Это министерство сельского хозяйства (массовый падеж скота), министерство индустрии и инфраструктурного развития (страна узнала о ложной индустриализации), министерство экологии (экологические ЧП на предприятиях и внедряемый утильсбор), министерство культуры и спорта (провал на Олимпиаде), министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (скандал с передачей модернизации платформы электронного правительства E-Gov российской группе компаний «Сбер»)», — привел он свой антирейтинг.

Повод ничего не делать

Экономист Айдар Алибаев считает, что пандемия Сovid-19 оказалась на руку для правительства:

«Министры технично за ней спрятались и попытались списать на нее собственные провалы. Мол, есть пандемия – и можно ничего не делать, а обращать внимание населения только на коронавирус. Поэтому, наверное, и не было в этом году каких-то знаковых политических событий».

Из других событий  наш собеседник выделил те, что, по его словам, «не несут для народа ничего хорошего».

«Первое – это ситуация с увеличением размера пенсионных накоплений, при котором часть можно снять сегодня на текущие нужды. Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) безо всяких обсуждений, предупреждений и разъяснений в декабре повысил почти в два раза пресловутый «порог достаточности накоплений». Собственно, и изначально совсем небольшой процент вкладчиков мог рассчитывать на эти изъятия, а тут ЕНПФ отрезал практически всех. Получается, ЕНПФ, существующий на деньги вкладчиков и обязанный делать что-то в интересах людей, в очередной раз пошел против вкладчиков. 

Второе – пресловутый утильсбор, проблема сбора которого обострилась в конце года. Действительно, ситуация с утильсбором у нас уникальная. По крайней мере, я не могу назвать ни одну страну, которая подобно нашей ничего не производит в автомобилестроении, но взимает утильсбор.

То, что у нас есть, что продвигают Смагулов (Нурлан, предприниматель, основатель Казахстанской моторной компании «Астана Моторс» — авт.) и Лаврентьев (Андрей, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса – авт.), никак нельзя назвать автомобилестроением – это фикция, имитация, тотальный обман, который только ухудшает ситуацию с автомобилями. Это приводит к дефициту новых автомобилей, старению автопарка и превращению его в хлам.

Ситуацию нельзя оставлять такой, как она есть, и в следующем году нужно добиваться либо полной отмены утильсбора, либо приведения его в цивилизованную форму – по объему, размеру и смыслу», — считает Алибаев.

Негативный фон перевешивает позитив

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис охарактеризовал 2021 год как противоречивый. По его мнению, хотя и «есть позитив, но негатив перевешивает».

«К знаковым событиям, которые произошли в уходящем году, можно отнести отмену смертной казни – это плод тридцатилетних усилий нашего правозащитного сообщества, поэтому я считаю это очень важным.

Далее – принятие закона «Об омбудсмене», о необходимости которого мы настаивали с 2001 года.

Также мы, правозащитники, впервые выиграли в структуре ООН – Рабочей группе по произвольным задержаниям – дело «о девяти мусульманах»: это первое дело, в котором международная правозащитная структура признала нашу правоту в том, что в отношении людей, получивших от 5 до 7,5 лет лишения свободы, были нарушены права на свободу религии и свободу выражения. Их, конечно, не освободили, но прецедент создан», — назвал правозащитник позитивные события.

К позитиву, но с элементами трагедии, он отнес также освобождение из тюрьмы поэта Арона Атабека, который через очень короткое время скончался. С точки зрения Жовтиса, Атабек несправедливо находился в местах лишения свободы.

Между тем, ожидаемых системных изменений в той сфере, которой он занимается, не произошло, считает правозащитник.

«Новый закон о мирных собраниях на практике продемонстрировал явную консервативность и несоответствие международным стандартам. Не произошло никаких подвижек в отношении преследования гражданских активистов, которых продолжают осуждать пачками. Удручает, что их дополнительно приговаривают к запрету на занятие различного рода общественной деятельностью, и это понятие трактуется настолько широко, что в итоге граждан поражают в их правах. Продолжаются превентивные задержания, давление на независимые профсоюзы. Новые политические партии не регистрируют. Все это не вселяет уверенности, что в следующем году что-то изменится в лучшую сторону».

А еще уходящий год запомнился Евгению Жовтису уходом из жизни ярких представителей гражданского общества и журналистов. Он вспомнил наших коллег — Бакытгуль Макимбай и Казиса Тогузбаева, политолога Дастана Кадыржанова, друзей и коллег из других стран.

Личный вклад

Блогеру и бывшему дипломату Казбеку Бейсебаеву уходящий год запомнился тем, что он с рядом соратников создал политическое движение, которое может преобразоваться в республиканское общественное объединение.

«В начале года прошли выборы депутатов мажилиса парламента и маслихатов всех уровней, с которыми были связаны некоторые ожидания, так сказать, проблески надежды, что с приходом новых людей что-то изменится. На чем они зиждились? Перед выборами лидер партии «Ак Жол» Азат Перуашев заявлял, что как только они войдут в парламент, то инициируют переход от президентской к парламентской форме правления, но ничего кардинального не произошло.

И на этой волне я и мои товарищи создали движение «Халық сенімі» («Народное доверие»). Мы вышли на политическую арену, уходящий год стал для нас стартовым. Сами понимаете: заявить о создании движения – просто, а зарегистрировать его как общественное объединение – очень сложно. Нужно не только объехать как минимум две трети областей, есть еще ряд юридических формальностей и сложностей, над преодолением которых мы работаем», — рассказал Казбек Бейсебаев.  

Знаковым в профессиональной деятельности адвоката Джохара Утебекова стала, по его словам, отмена приговора по «делу ЛРТ».

«Мне удалось добиться отмены приговора в деле по ЛРТ, доказать, что осужденные ранее люди не причастны к тем опорам, которые стоят в Нур-Султане и являются символом казахстанской коррупции. Отмена приговора привела к тому, что с новой силой поднят вопрос об экстрадиции в Казахстан истинных виновников, которые проживают сейчас в США и Турции. Справедливость в этом деле очень важна для борьбы с коррупцией», — подчеркнул Джохар Утебеков.

Его коллега — известный юрист и активный блогер Жангельды Сулейманов — среди событий, ожививших пандемийный год, выделил вступивший в силу с 1 июля новый Административный процедурно-процессуальный кодекс:

«Этот закон установил новые правила взаимоотношений между чиновниками и гражданами. Нормы кодекса позволяют защищать права граждан минимум в три раза лучше. Это данные Верховного суда: если раньше только 15% жалоб в суд против чиновников удовлетворялось, то сейчас это показатель вырос до 50%».

Отмечая, что пандемия Сovid-19 приостановила бурную политическую, экономическую и социальную жизнь, юрист считает, что казахстанцы приспособились к пандемийным ограничениям и научились радоваться жизни в новых условиях. В будущем году он желает всем не терять оптимизма и радости.

 

Команда KZ.MEDIA присоединяется к этим пожеланиям.

Надеемся, что в будущем году у нас появится больше поводов рассказывать вам о по-настоящему хороших новостях. Но главное, чтобы власти страны услышали запрос граждан на позитивные изменения и перестали принимать решения, над которыми не знаешь, что делать — то ли плакать, то ли смеяться.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.