В то время когда в нормальных странах для поддержки экономики и уровня потребления гражданам раздают деньги, вводят налоговые каникулы и списывают кредиты, в Казахстане населению предлагают скинуться на борьбу с пандемией. По инициативе елбасы в стране создан фонд Birgemiz. Из регионов приходят новости об отчислении бюджетниками на счет фонда однодневного заработка.  Между тем реальные доходы большинства граждан таковы, что им едва хватает средств на пропитание. По уровню жизни мы мало чем отличаемся от беднейших стран Азии и Африки.

В условиях режима ЧС, жесткого карантина и тотальных ограничений на всякие передвижения главной задачей простых людей стало выживание и поддержание необходимого уровня потребления.  И тут все упирается в очень простой вопрос — где взять деньги? Потому что работать не получается (карантин), но при этом надо оплачивать те же коммунальные услуги, банковские кредиты, приобретать необходимые лекарства и продукты.  

К примеру, в Европейском союзе вводят послабления для бизнеса по выплате налогов, выделяют для них льготные кредиты и компенсации. Ряд мер также направлен на помощь работникам, полностью или частично потерявшим работу из-за карантина. На подобные цели выделяется от 5,4 млрд евро в Литве (население 2,8 млн человек) и до 500 млрд евро в Германии (население 83 млн человек). В свою очередь власти Гонконга решили выплатить каждому гражданину по 10 тысяч гонконгских долларов (около 1300 долларов США), а власти США предложили выплатить по 1200 долларов тем, чей доход составляет менее 75 тысяч в год, и еще по 500 долларов на каждого ребенка в семье.

В Казахстане тоже думают о народе. Действующий президент Касым-Жомарт Токаев в обращении о введении в стране режима ЧС пообещал выделить на поддержку предпринимателей аж 300 млрд тенге, что по нынешнему курсу составляет 600 млн евро (тьфу нам на Литву и ее 5 млрд евро).

Вслед за ним обратился к народу и Нурсултан Назарбаев. Он призвал поддержать предпринимаемые правительством шаги по минимизации ущерба от коронавируса, уверил что накопленных финансовых резервов у страны предостаточно (по официальным данным золотовалютные резервы Нацбанка насчитывают около 30 млрд долларов, плюс в Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына» собраны активы стоимостью почти 70 млрд долларов), но при этом заявил – для успешного преодоления пандемии усилий одного государства недостаточно.  И предложил соотечественникам внести свой посильный вклад в победу над злой напастью. Буквально, с помощью денежных пожертвований в специально созданный для этих целей республиканский фонд. Аналогичные фонды Нурсултан Назарбаев поручил создать акимам областей и городов республиканского значения.   

Как и следовало ожидать, инициатива всенародного сбора средств была воспринята казахстанцами с огромным восторгом. Меценатство, оно конечно, дело благородное и нужное. Но боюсь, что для борьбы с гадким вирусом силенок простых казахстанцев просто не хватит. Первый президент явно что-то перепутал и переоценил финансовые возможности сограждан.    

Обращаясь к соотечественникам, он, видимо, исходил из официальных данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики. Если верить ему, средняя зарплата в стране в феврале 2020 года ставила 198 200 тенге. По февральскому валютному курсу это 500 долларов США (500 у.е. – своего рода негласный и очень важный психологический ориентир, показывающий, что мы еще не совсем скатились в нищету и по уровню жизни стоим рядом пусть не с самыми богатыми, но все-таки европейскими странами). Однако беда в том, что данные Комитета по статистике противоречат его же собственным отраслевым показателям уровня жизни.

Возьмем уровень нищеты. Данный показатель сейчас сильно закамуфлирован и размыт. Если в начале 2000-х годов доля населения с доходами ниже прожиточного минимума превышала 40% (почти половина населения страны официально проживала в нищете), то в 2006 году после изменения методики расчета этот показатель резко упал до 18%, затем до 12%, а потом и вовсе скатился до 2% с небольшим. Увы, но этот показатель есть результат субъективизма и чиновничьих хотелок.

Нищета сильно колет глаз, поэтому ее в статистике постарались скрыть методическими формулами. Однако же ее признаки остались, что видно по структуре потребления, которая в Казахстане такая же, как в бедных странах Африки и Азии. И в 2001 году (когда за чертой бедности официально числилось 46,7% населения), и в 2019 году (при бедности в 4,3%) казахстанцы потратили на продовольствие и оплату услуг более двух третей своего дохода. По итогам прошлого года 50% доходов тратилось на продукты и 19% на комуслуги.

В рейтинге стран по расходам на еду, который ведет министерство США, Казахстан занял 96 место из 104, оказавшись рядом с Угандой и Камеруном.  Хорошее и отрезвляющее соседство, показывающее реальную ситуацию с уровнем жизни в Казахстане.

Для сравнения: в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Люксембурге, Швейцарии и других странах расходы домохозяйств на продовольствие ниже 10%. При этом правительства этих стран раздают своим гражданам деньги на поддержку привычного уровня потребления, а казахстанцам тратящим свой бюджет на еду и коммунальные услуги предлагают пожертвовать деньги на борьбу с пандемией.

Чтобы до конца внести ясность в вопросы благосостояния казахстанцев, следует разобраться с мифом о средней заработной плате, которая, напомню, по мнению Министерства национальной экономики, в феврале составила 198 200 тенге. Развеять этот миф нам поможет Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана, чьими вкладчиками являются практически все трудоспособные жители страны.

На сайте фонда выложены текущие показатели за январь 2020 года, согласно которым 10,6 млн вкладчиков перечислили обязательных и добровольных пенсионных взносов (для львиной доли казахстанцев это 10%) на сумму 86,5 млрд тенге. Произведя несложные расчеты, мы получаем среднюю январскую зарплату в размере 81 тысячи тенге.

Кстати, на сайте также выложены годовые отчеты фонда, по которым можно рассчитать среднюю зарплату вкладчиков (казахстанцев), начиная с 2013 года. Например, по итогам 2019 года получается, что средняя зарплата вкладчиков ЕНПФ составляла чуть более 77 тысяч тенге в месяц, тогда как официально она была на уровне 179 тысяч  (в 1 квартале 2019 года Комитет по статистике заявлял о средней зарплате в 168 тысяч тенге, а в последнем — в 191 тысячу).

Отсюда вывод: скидываться на борьбу с эпидемией большинству казахстанцев просто нечем. Реально получаемые доходы в два с половиной раза ниже тех, что рисует в своих отчетах правительство. Так что людям себя бы прокормить – уже было бы неплохо. А спасают страну, строят новые больницы, покупают медикаменты пусть те, кто это должен делать – чиновники. Это их обязанность.

К сожалению, в погоне за хорошими показателями власть имущие так увлеклись фантазиями, что велика вероятность того, что и борьба с пандемией превратится очередное вранье и показуху. 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.